Накануне майских праздников медиа-холдинг «Урал-Информ» сменил владельца: компании, близкие к Кириллу Маркевичу, в недавнем прошлом замглавы администрации губернатора, продали его депутату пермского парламента Дмитрию Скриванову. Таким образом Скриванов, претендующий на кресло депутата Госдумы, стал главным медиамагнатом Прикамья: к его холдингу «АктивМедиа», куда входят газеты «В курсе», «Пермская трибуна», радиостанция «Эхо Перми» и интернет-портал «В курсе.ру», добавились газеты «Коммерсант в Перми», «КП-Прикамье», «Звезда», телеканал «Урал-Информ-ТВ», интернет-ресурс «РБК Пермь», радио «КП-Пермь».

Некоторые источники издания говорят, что Кирилл Маркевич продал актив, так как к нему якобы возникли «вопросы» у правоохранителей. Так что эта сделка могла стать своего рода попыткой бегства от возможных неприятностей.

Один из главных вопросов, возникших после сделки – значит ли это, что, сдав медийное оружие, губернатор не планирует оставаться в крае и бороться за свой пост? Мнения экспертов на этот счет разделились. Одни считают, что он все равно планирует продолжить борьбу, но как и с помощью чего – неизвестно. Другие полагают, что он отказался от губернаторских амбиций.

ТЕКСТ спросил политтехнологов и журналистов, зачем Маркевич продал медиахолдинг своему главному оппоненту, как повлияет эта сделка на расстановку сил в разгар предвыборной кампании и будет ли Скриванов контролировать бюджетные деньги на пиар губернатора.

Игорь Лобанов, председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России:

Приобретя перед самым стартом предвыборной кампании созданный Маркевичем медиахолдинг, Скриванов мощно, я бы даже сказал – неприлично, усилился. Теперь в крае ему нет равных в части воздействия на умы граждан через СМИ. Насколько я знаю, многие участники политического процесса задумались о необходимости скорейшего налаживания конструктивных отношений со Скривановым. Но многие и напряглись.

Скриванов может оказаться на раздаче бюджетных средств на пиар Басаргина. Но пока говорить об этом преждевременно. Дело в том, что 10 мая были подведены итоги конкурса по определению компании, которая должна заняться размещением информации по заказу администрации губернатора в муниципальных и районных СМИ. Стоимость контракта – без малого 27 млн руб. Заявки подали ООО «Центр деловой информации» и ООО «КП-Прикамье». Судя по всему, победителем должно было быть признано ООО «КП-Прикамье», как полностью соответствующее условиям конкурса, и тогда можно было бы говорить, что «распределением средств на пиар губернатора займется Скриванов». Однако этого не произошло. Вопреки ожиданиям, победителем был признан Центр деловой информации (издатель газеты «Бизнес-класс»). Что будет дальше? Я думаю, нам предстоит понаблюдать за увлекательнейшей битвой юристов. Меня же во всей это ситуации очень волнует, что будет происходить с финансированием районок в 2016 году.

Этой сделкой Маркевич не просто всадил нож в спину Басаргину, но еще и несколько раз его при этом провернул. Зачем он это сделал? Думаю, что либо в отместку за свою «сдачу», либо стремясь получить хоть какие-то деньги за свои медиактивы, невзирая ни на что. Сделка, очевидно, состоялась на условиях Маркевича и Скриванова. Губернатор никак не успел на нее повлиять, то есть пресечь.

Означает ли это, что губернатор не планирует оставаться в пермской политической повестке? Это вполне правдоподобная версия. Особенно на фоне новости о предстоящем уходе Кирилла Хмарука с поста руководителя Корпорации развития Пермского края. В окружении губернатора просто не осталось людей, которых можно было бы назвать его верными соратниками. Люди из «ближнего круга» от него разбегаются – кто за границу, кто в декрет, кто на выборы.

Такая концентрация большого количества СМИ в одних руках не может не вызывать беспокойства. Не исключаю, что когда все немного подуспокоятся, часть медиа в «империи» Скриванова ждёт печальная участь. Уже сейчас очевидно, что некоторые активы в его новом медиахолдинге дублируют друг друга, явно избыточны для достижения заявленных целей, да и содержать всё это хозяйство будет очень дорогим удовольствием даже для Скриванова. Найдется ли новый покупатель на какие-нибудь СМИ из этого «супового набора»? Сомневаюсь.

Помимо «Звезды» меня очень тревожит дальнейшая судьба пермского «Коммерсанта». Это одно из лучших изданий на рынке пермских СМИ, и очень важно сохранить тот уровень, который задал и много лет удерживает его главный редактор Вячеслав Суханов. Очень показательной в этой связи будет дальнейшая редакционная политика тех немногих пермских СМИ, которые пока еще не входят в орбиту влияния «АктивМедиа».

Александр Пахолков, руководитель рекламно-политического агентства «Агитпроп»:

Это сильно меняет расклад сил, Дмитрий Скриванов в значительной степени усиливается. По поводу перспектив губернатора говорить тяжело, думаю, он планирует уйти на повышение. Сейчас мы видим, что Скриванов становится основным действующим лицом пермской политики. Я предполагаю ситуацию, когда Скриванов возглавил бы список депутатов Законодательного собрания Пермского края, что означает, что это главное лицо пермской «Единой России». У Скриванова госдумовские амбиции, которые идут через губернаторские. Он предполагался прежним губернатором в преемники, сейчас у него есть на это и ресурсы, и силы. Основная его задача — стать губернатором. Его активное участие в кампании – это ресурс, через который он хочет показать, что он может эффективней влиять на решения Законодательного собрания, чем действующий губернатор.

Вадим Сковородин, главный редактор газеты Business Class:

Безусловно, ситуация изменится, и она уже начала меняться: и по контенту, и по приоритетам, и по отбору заказчиков материалов. Содержание материалов полностью зависит от хода избирательной кампании, если борьба будет жесткой, то и СМИ наполнятся соответствующими статьями и сюжетами.

 Что касается перестановок, то на примере других СМИ, входящих в «АктивМедиа», можно сделать вывод, что кадровая ротация более чем возможна. Причем, как за счет внутренних резервов, так и с помощью привлечения «варягов» из других СМИ и необязательно пермских.