Глава Дагестана Владимир Васильев может уйти в отставку до думских выборов 2021 года. Претензий со стороны Кремля к нему нет, причина — в возрасте Васильева и проблемах со здоровьем, утверждают источники РБК.

Почему может уйти Васильев

Глава Дагестана Владимир Васильев может досрочно покинуть свой пост, сообщили РБК два собеседника, близких к руководству региона, и подтвердил источник, близкий к Кремлю. К Васильеву нет претензий со стороны администрации президента, причина — в возрасте главы республики (в августе ему исполнился 71 год) и определенных проблемах со здоровьем, сказали оба собеседника издания.

По их словам, Васильев и сам хотел бы покинуть свой пост. В Кремле рассматривается возможность замены главы Дагестана до думских выборов 2021 года, с тем чтобы кампания в нижнюю палату парламента прошла под руководством нового человека, уточнил один из источников издания.

РБК направил запрос в пресс-службу главы республики.

Владимир Васильев был назначен врио главы республики в октябре 2017 года, а через год, в сентябре 2018-го, его официально утвердил Госсовет Дагестана. Прежде Васильев был лидером фракции «Единая Россия» в Госдуме, его перемещение в регион позволило провести крупные кадровые перестановки в партии власти: близкий к спикеру Госдумы Вячеславу Володину секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов стал руководителем фракции, на партийном посту его сменил губернатор Псковской области Андрей Турчак.

Один из кандидатов на смену Васильеву — сенатор от Ставропольского края 55-летний генерал-полковник Сергей Меликов, сказали два источника, близких к руководству Дагестана, и собеседник, близкий к Кремлю. В 2017 году он уже рассматривался на пост главы республики, но отказался от этой должности, сообщали тогда источники РБК. В тот момент Меликов занимал пост заместителя директора Росгвардии, а до этого был полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе. В качестве аргументов в пользу Меликова источники РБК называли тот факт, что он силовик, хорошо знает регион, равноудален от местных кланов и он наполовину лезгин (одна из коренных народностей республики).

Васильев изначально рассматривался как временная фигура в Дагестане, которая должна была произвести зачистку местных элит, как символ федерального присутствия в регионе, говорит эксперт по региональной политике Виталий Иванов. Васильев не является представителем ни одного из системообразующих народов Дагестана, отмечает он. «Но, когда его назначали, он уже был в возрасте, что уважают на Кавказе, и силовик, что также уважают», — добавляет Иванов.

Однако пребывание Васильева на Кавказе явно затянулось, хотя кадровые перестановки, которые он должен был произвести, закончены, новые люди в правительство региона назначены, и сейчас в Дагестане был бы востребован другой руководитель — не «чистильщик», а хозяйственник, полагает эксперт.

Замена главы региона в преддверии думских выборов «точно не повредит», полагает Иванов: «Смена руководителя дает оздоравливающий эффект для системы — обнуляются какие-то конфликты, появляются новые надежды».

«Назначение Васильева изначально было временным и ситуативным. Центру требовалась внешняя для региона фигура, чтобы спокойно провести зачистку части коррумпированных местных элит. И эта задача давно решена», — соглашается политолог Ростислав Туровский. Васильев, по его мнению, мог быть только модератором происходящих процессов, но не активным игроком, да и не стремился к тому, чтобы стать новым дагестанским правителем.

Если судить с точки зрения перспективы думских выборов, то замена главы республики принципиально на ситуацию не повлияет, поскольку результат кампании определяется появлением коалиции дагестанских элит, заинтересованных в победах в округах и в продвижении по списку «Единой России», говорит Туровский. «В любом случае дагестанской политикой управляет не один только глава региона. Решения по Дагестану и по кандидатам в депутаты принимаются в центре, учитывая множество кланов и наличие у них собственных федеральных связей», — резюмирует эксперт.