«Последний из могикан»

Свершилось – два лишних месяца живший в «халявной» депутатской квартире, но те же два месяца уже как не депутат, коммунист Михаил Заполев, наконец-то, собрал вещички и занимаемую площадь на улице Улофа Пальме покинул. Все это время он прекрасно знал, что живет в апартаментах незаконно – но упорствовал до последнего. Знал он и том, что Управлением делами президента подало иск в суд о принудительном выселении его и еще 13 бывших коллег, которыми тоже «деваться было некуда» - хотя у всех было предписание покинуть ведомственное жилье до 5 декабря 2016 года.

Те тринадцать потихоньку съезжали, и на окончание январских праздников 2017 года самых наглых оставалось трое – собственно, Заполев, «жириновец» Владимир Таскаев и «единорос» Михаил Яшин. Но двое последних, в конце концов, слились из чужых квартир, а Заполев до последнего притворялся глухим в ответ на требование управделами президента покинуть жилье. И даже с вечера вывезя вещички, ключи не сдал, решив напоследок в привычных условиях переночевать, и лишь утром следующего дня стал историей для этих квадратных метров.

Пресс-секретарь Управления делами президента Елена Крылова. Видимо, на радостях, что хоть эта проблема решена, заявила, что иски против все-таки съехавших бывших депутатов будут отозваны. Но иски о неправомочно занимаемых квартирах – ибо, проживание в них, неправомочное или законное, в любом случае предполагает пользование электричеством, теплом, водой и прочими коммунальными услугами, которые для депутатов бесплатны лишь в одном случае – когда они депутаты. Но с 5 декабря прошлого года за все эти услуги счетчик тикал уже далеко не по тарифу «все включено»… И даже такое, по версии члена комитета по регламенту Виктора Пинского, объяснение «бывших», что выезд из квартиры задержался по причине процесса перевода ребенка в другую школу, может только насмешить – крайняя дата освобождения служебных помещений была известна заранее и депутаты, взрослые люди, главы своих семей, естественно, должны были начинать улаживать свои личные дела загодя.

Другое дело – что улаживать их комфортней оттуда, где привык жить на всем готовом. Если 5 декабря предписано выселяться, а 6-го к тебе не приехал спецназ или приставы выселять насильно, так чего торопиться?

Проблема не сегодняшнего дня

Для управделами президента «заморочки» с выселением экс-депутатов из подведомственного жилья не нова. И этот год еще не самый напряженный с учетом того, что некоторым вышедшим в тираж народным избранникам каким-то чудом удавалось отстаивать свое «право» на жилье годами. В 2000-м, когда на заселение в апартаменты начали съезжаться депутаты третьего созыва, 73 квартиры еще были заняты предыдущими жильцами, часть из которых была даже не второго, а еще первого созыва. Кстати, и тогда ссылка на детей-школьников и отпрысков-студентов была в ходу – благодаря ей многим удавалось отсрочить выселение на месяц-другой «халявной» жизни.

Отдельных личностей, которых не удавалось выкурить ни под каким предлогом, вытаскивали наружу приставы после соответствующих судебных решений. К примеру, в 2004 из 145 сложивших полномочия депутатов добровольно съехали 45. Еще 20 умотало после сразу после известия о том, что в один из районных судов Москвы пошли иски от управделами президента. А вот к восьмидесяти бывшим «законникам» домой приходили приставы с постановлением о принудительном выселении. Казалось бы, зачем нарываться на «принудиловку» и так позориться (ведь депутаты, даже бывшие, в своей массе личности публичные)? Выяснилось, есть зачем – само по себе появление в доме приставов еще на факт, что они решат вопрос, с которым пожаловали: ответчик может предъявить какие-то аргументы (болезнь его или кого-то из близких, например) или просто обжаловать решение суда еще до прихода приставов. Соответственно, факт выселения затягивается и порой может решаться по году и больше. И все это время «выселенец» живет, как «сыр в масле». Экономия средств (личных) налицо.

И здесь есть свои рекордсмены. Срок полномочий Валентина Михайлова истек в 1996-м, а чуть не под руки вывели из «хаты» приставы в… 2014-м. Свои права на проживание себя и своей семьи (в двух квартирах) господин Михайлов тоже начал отстаивать с обучающихся детей – но время шло, дети закончили все, что только можно было закончить – и любящий отец придумывал все новые и новые причины, отстаивая свою «правду». И даже когда его «вынесли» из квартиры, он объявил свое выселение «незаконным», а суд «несправедливым».

Другому рекордсмену Валерию Никифорову, депутатствовавшему еще в лихих девяностых, в то же время дверь в служебную квартиру пришлось вскрывать болгаркой. А экс-депутата Аркадия Янковского, которого тоже собирались выселить в 2014-м, не могли ни найти, ни ознакомить с судебным решением, поймав его лишь почти год спустя.

Урвать напоследок хоть что-то?

Желание экс-депутатов понятно – «райская» жизнь затягивает как трясина, к ней привыкаешь, как алкоголик к обязательной утренней рюмке, и стремление продлить ее любой ценой объяснимо с точки зрения простого человека. Но не народного избранника – в теории человека, подающего пример людям, своим избирателям.

А ведь привычка после роскоши собирать какое-то время еще и ее остатки, недешево обходится. Обходится пока казне. По словам все того же пресс-секретаря управделами президента Елены Крыловой, одни лишь не вовремя покинувшие служебные квартиры 14 «бывших» из последнего созыва, «нажили» на 170 с лишним тысяч рублей. Включая коммунальные услуги, которые во время проживания депутаты оплачивают сами (бюджет оплачивает лишь само жилье). Но теперь и «коммуналку» с «зажавших» квартиры экс-депутатов придется вырывать через суд. Вспоминая тех «бывших», которых насильно выселяли через приставов, не верится, что кто-то из нынешних «переселенцев» решится на такое самопожертвование, как добровольное погашение долгов.

Вот и выходит, что решения проблеме, которой, по сути, столько же лет, как и самой Государственной думе, кроме как судебного нет. А это время, дополнительные деньги, нарастающие долги, которые еще неизвестно когда и с кого возьмут. Хотя, кажется, чего проще – решение всех «жилищных» проблем это… обыкновенная совесть. Человеческая, не депутатская. Ведь до того, как стать депутатами, эти господа были просто человеками. Или не были? Или были, но все? Тогда вопрос – кого и как избираем? Видимо, без особой надежды на решение этой проблемы «через совесть», известный депутат «всея созывов» Владимир Жириновский предложил закрыть вопрос раз и навсегда, купив всем без исключения по однокомнатной квартире в Бутово.

Кажется, для многих это станет серьезным стимулом податься в депутаты – тогда иногородним не придется искать одиноких москвичек для женитьбы, чтобы получить столичную прописку. Да и что прописка – так, пыль, «вид на жительство», чтобы «менты» в «подземке» не «шмонали». А тут с целой «однушкой» в придачу. Всего-то  и надо – пролезть в депутаты всеми правдами и неправдами и «отбыть номер» в думе, задумчиво хмуря брови «на камеру» о судьбах народа.

Хотя, все ли депутаты согласятся с предложением Жириновского? Для многих из них что такое «однушка»в Бутово – рай в шалаше? Рай, который ближе к Садовому, он как-то что ли более… райский. В депутаты б я пошел – пусть меня научат…