— Алексей, вы ведь после завершения работы в качестве Уполномоченного по правам человека в Челябинской области покинули было родную область...

— Верно. В общей сложности, на посту омбудсмена я проработал пять лет. И кроме текущей работы по конкретным случаям нарушений прав людей, я не раз сталкивался с тем, что те или иные проблемы носят системный характер, и требуют системного же решения. К сожалению, в последние полгода практически все инициативы по изменению законодательства или правоприменительной практики, с которыми я выходил, не были поддержаны властями региона. Поэтому, когда закончился срок моих полномочий, я решил попробовать продолжить свою деятельность, свои проекты, попытки как-то изменить ситуацию с защитой людей, их прав, в Москве.

— В каком качестве?

— Я поступил в Российский государственный социальный университет, стал заместителем директора центра правовой помощи населению. Важно то, что центр занимается не только непосредственным оказанием помощи гражданам, но и созданием научно-теоретической базы, связанной с этим. Кстати, еще в 2013 году я успешно защитил диссертацию по теме «Социальная несправедливость в отношениях власти и общества и модели ее преодоления», которая в итоге стала своего рода моделью, базовой стратегией для деятельности многих моих коллег-омбудсменов.

— Что побудило вернуться?

— Знаете, в первые полгода, наверное, любой, кто переехал в Москву, испытывает не только радость от пребывания на новом месте, но и ностальгию по родным местам. Своего рода период адаптации, который я, похоже, не прошел (улыбается).

В столице мне многое нравится, в том числе в профессиональном плане, особенно в области управления, управления ресурсами, развития некоммерческого сектора, его грантовой поддержки, и так далее. Но много в столице и такого, к чему трудно привыкнуть обычному человеку из Челябинска. Словом, мне захотелось вернуться. К тому же поступило предложение возглавить региональное отделение партии «Родина». Замечу, что меня, наверное, месяца полтора проверяли самые разные, скажем так, структуры, на предмет того, способен ли я работать в этом качестве. В итоге я стал председателем регионального отделения.

Но, наверное, не меньшей причиной для возвращения стало вот что. Я внимательно посмотрел на то, что сейчас происходит с нашей областью, и сравнил с тем, что и как делается в той же Москве, в других регионах. Со стороны, к сожалению, видно, что в Челябинской области, по сути — застой, который расползается, проникая во все стороны нашей жизни — политику, экономику, социальную сферу... Очень слаба реакция власти на то, что думают простые жители о том, что происходит и как и что делается (или не делается) на местах, в городах и районах. Людей не слышат и не слушают. Даже когда ситуация нагляднее некуда. Смотреть на это управленческое болото очень трудно.

Я вижу свою задачу в том, чтобы попытаться переломить эти процессы, и сформировать альтернативу, альтернативную позицию по решению многих социальных и политических вопросов в регионе.

— То есть — оппозиция?

— Нет. Наша партия — точно не оппозиция. Не то слово. «Родина» сильнее, мы — альтернатива. И никогда не поворачиваемся спиной к людям.

Кроме того, ошибка считать нас чем-то сугубо негативным, обычными критиканами. Наша задача — вытащить Челябинск, Челябинскую область из того непростого положения, в котором они сейчас находятся. А это, прежде всего — созидание, конструктив, предложение идей, механизмов, путей развития в политике, экономике, социальной сфере, гражданском обществе...

Те варианты развития, которые предлагает наша партия, основаны прежде всего на развитии гражданского общества — патриотичного и позитивного по отношению к своей Родине. Очень важно, чтобы граждане принимали непосредственное участие, имели влияние на процессы управления на своей родной земле. Убежден, что это резко повысит и эффективность обратной связи, взаимодействие власти и граждан, да и собственно качество управления территориями — городами, районами, регионом в целом.

Знаете, есть ведь примеры, когда подключение к решению насущных проблем представителей гражданского общества, некоммерческого сектора резко улучшало ситуацию, в том числе в части эффективности.

У наших соседей, в Пермском крае было принято решение перевести значительную часть социального обслуживания населения (в том числе инвалидов, ветеранов, пожилых людей — тех, кто нуждается в помощи на дому) с существующей структуры некоммерческому сектору. Во-первых, резко выросло качество оказывания услуг, качество помощи людям. Количество жалоб от людей в первый же год снизилось на 40 процентов. Во-вторых, еще и удалось сэкономить около миллиарда рублей. И система контроля сменилась с контроля за тем, пришел ли чиновник или соцработник вовремя на работу, на контроль за непосредственным оказанием услуги! При этом в работу было вовлечено большое количество людей, которые на деле (а не только по службе) хотят помогать людям.

— Напрашивается — почему бы не внедрить этот опыт у нас...

— Для того, чтобы сделать это, нужны определенная смелость и разработка комплекса конкретных мер и действий. Но в регионе, как я считаю, есть проблемы именно с принятием решений, с политической волей властей.

Кстати, еще два года назад об этом (передаче системы оказания подобных услуг некоммерческому сектору), в послании Федеральному собранию говорил Владимир Путин. И с того времени ничего не сдвинулось с места.

— В последнее время все чаще говорят об отсутствии у Челябинска и области реальной стратегии развития...

— Скажу больше — сейчас не задействованы даже те ресурсы для развития, которые есть. Мы же привыкли жить (это, кстати, было и при Юревиче, и продолжилось при Дубровском) практически без конкуренции — почти все сферы жизнедеятельности были либо монополизированы, либо была олигополия — царствовали несколько компаний. Та же проблема дольщиков «Гринфлайта» — она ведь выросла во многом именно из этого.

Строительство — вообще ключевая отрасль, дающая значительную часть стоимости города, капитализации его экономики, да и смыслов в целом. И олигополию, сложившуюся в ней, нужно разрушать. Для города, его развития это жизненно важно.

Давайте посмотрим на действующий свои последние годы генеральный план развития города. Сколько в Челябинске, по сути, пустующих участков под застройку! Но они, будучи распланированы под очередные панельные микрорайоны, ожидают своей очереди, пока до них году в 2085-м дойдет рука застройщиков...

А почему бы не поменять концепцию застройки таких участков, сделав ставку на малоэтажное строительство? Это позволило бы привлечь к работе значительное число — десятки, если не сотни — компаний малого и среднего бизнеса, загрузить их работой. Сейчас же они, по сути, в загоне — получить простор для развития собственных проектов (в частности, землю) у них возможности нет — все крупные участки либо по факту резервируются за кем-то из «крупняка», либо стоят очень серьезных денег. И они вынуждены встраиваться в чужие экономические цепочки — уходить на субподрядные работы к крупным компаниям или пытаться залезать в какие-то мутные схемы с тендерами. В первом случае они, по сути, зависимы от доброй воли и совести «крупняка» — а случаев нежелания платить субподрядчикам за выполненную работу немало. Во втором — велик коррупционный фактор.

Все это наслаивается на и без того тяжелейшее положение, в котором сегодня оказался малый и средний бизнес. Он, по сути, зажат, измордован, унижен всевозможными контролирующими и проверяющими органами. Хуже того, создается впечатление, что власти видят в нем не партнеров для развития, а скорее, какое-то низшее сословие, которым можно и нужно повелевать по своему усмотрению. Уверяю, нет ни одного более-менее серьезного бизнесмена, к кому бы не приходили и не «нагибали» бы по тому или иному поводу. И это — зона ответственности и лакмусовая бумажка поведения властей.

Возвращаясь к строительству — в Челябинске немало и участков, которые когда-то были заняты промышленными предприятиями, которые сейчас либо простаивают, либо вовсе прекратили свою деятельность. Где-то эти территории потихоньку превращают в складские или торгово-офисные площади. Но что мешает заняться комплексной реновацией таких пространств? В той же Москве множество примеров, когда подобные объекты превращались в участки под строительство жилья, например, апартаментов. Это, кстати, во многом и решение вопроса рекультивации территорий бывших промпредприятий, которые не являются образчиками экологической чистоты.

Еще одна точка роста, и в областном центре, и в регионе в целом — строительство социального жилья, того, что предусмотрено законодательством для тех категорий граждан, которые имеют право на его получение или использование. У нас ведь до сих пор только в Челябинске более 100 тысяч человек стоят в очереди на получение положенного им по закону жилья. Да, это потребует ресурсов. Но и, как любая стройка, даст кумулятивный эффект для развития, и в тоже время снизит социальную напряженность в обществе.

В этом нет ничего принципиально нового или неосуществимого — посмотрите, как эти же проблемы решали и решают в тех же Казани или Уфе...

Наконец, нужно изменить отношение к дорогам, в том числе — к транспортной политике в городе. То, что пытаются сейчас делать власти — это какие-то неумелые, неуклюжие попытки пережить прошлое. Да, при Михаиле Юревиче строились большие, широкие дороги...

— Говорят, даже слишком большие...

— Возможно. Но дело не только в этом. Посмотрите, что делается сейчас в столице — там даже Тверскую начали сужать. Но не менее важно и то, что сейчас можно, например, из Митино до станции метро «Сокол» либо два часа ехать по бесконечным пробкам на машине, либо за 20-30 минут добраться на автобусе по выделенной полосе.

На мой взгляд, нужно и у нас делать примерно так же — где-то сокращать число полос движения, а где-то — выделять их под общественный транспорт. Что же до ремонта дорог — давайте откровенно: сделать их полностью все равно не выйдет — просто нет сейчас для этого достаточных средств и ресурсов. И вряд ли они скоро появятся в нужном объеме.

Главный вопрос — в выстраивании правильных приоритетов в политике развития, и в политической воле власти воплотить это в жизнь. Тот же генплан — его можно и нужно корректировать, менять, наконец, создавать новый, обязательно выслушивая мнения людей — прежде всего жителей, а также профессионалов-специалистов, ученых, предпринимателей. Я знаю точно — в Челябинске много людей, профессиональных, компетентных, неравнодушных, которые искренне переживают за свой город, и готовы предложить огромное количество идей для развития Челябинска и области.

Сейчас же, на мой взгляд (и встречи с людьми показывают, что это именно так) у властей нет таких приоритетов, нет воли принимать решения, и совершенно нет желания спрашивать мнение людей.

— Почему вы так думаете?

— Практика показывает. Посмотрите, сколько идей и предложений к властям высказывают, например, региональные отделения «Опоры России» или «Деловой России», и сколько из этих предложений действительно воплощаются во что-то реально работающее? Процентов пять, наверное. И это при том, что в составе этих организаций есть сильные лоббисты...

Очень важно, чтобы в Челябинской области, в Челябинске появился хозяин, в хорошем смысле этого понятия. Чтобы наконец была проявлена воля и смелость в принятии решений, в выборе оптимального пути и механизмов развития. Чтоб, наконец, власти начали слушать людей. Сейчас этого нет, и наш регион, увы, постепенно скатывается вниз, к упадку. Так и произойдет, если ничего не поменяется. Я, как и многие жители, не хочу и не могу этого допустить. Ведь Челябинская область — наша Родина...