Почему в новой Госдуме стоит ожидать возвращения депутатских групп (не фракций)? Возможно, не сразу осенью, а чуть позже.

1. В новой Госдуме появится больше формально «свободных» депутатов.

Среди малых партий «согласованные» одномандатники есть не только у «Родины» и ещё номинально существующей «Гражданской платформы», но и у «Партии Роста». Видимо, в Госдуме окажутся отдельные «яблочники». Менее вероятны – одномандатники от «Новых людей» и «Зелёных».

Далеки от ЕР московские административные самовыдвиженцы. Вассерману и Певцову политтехнологи придумали мини-альянс, который идейно ближе к СР и «Партии пенсионеров», а не ЕР. А Леонов из «Лизы Алерт» (хотя в этом округе вероятнее победа «яблочника») и вовсе первый кандидат во фракцию «Новых людей», а не ЕР.

Да и некоторые потенциальные одномандатники от СР имеют мало отношения к партии и легко перекрасятся.

2. В 2016 году символическое обновление партий и Госдумы шло по линии «кандидатов ОНФ». В 2021 году такую роль играют кандидаты из конкурсов «Лидеры России» и кремлёвские общественники. Они появятся в Госдуме не только от ЕР, но и среди списочников и одномандатников от СР (а единично - и в ЛДПР с КПРФ).

Списочники вступить в другую фракцию не могут, если только не ликвидирована или разделена их партия. Но нет уверенности в том, что новая СР, снова искусственно объединённая, уцелеет в таком виде на все 5 лет. Да и открыт вопрос о сохранении ЛДПР после ухода Жириновского из политики.

А вот одномандатники могут выбрать любую фракцию или группу. Это касается и одномандатников от ЕР.

3. Появление в парламенте новой депутатской группы было бы выгодно Кремлю, чтобы и далее продвигать в массы идею удовлетворённого «запроса на обновление».

Заведёт Кремль в Госдуму по списку «Новых людей» или нет – неделя покажет. Но даже если не появится новой списочной фракции, то всегда можно создать условную депутатскую группу «Новые люди [Госдумы]» – из числа избранных одномандатников от разных партий (включая ЕР), «Лидеров России» и кремлёвских общественников.

4. Формат депутатских групп удобен Кремлю для продолжения политики декомпозиции партийной системы и старых крупных партий, которая составляет одну из основ нынешней стратегии технократического управления внутренней политикой.

Да и управлять группой депутатов АП будет проще без прослойки в виде руководителей партий-фракций, в отношениях с каждым из которых у АП было не всё гладко и троим из которых скоро по возрасту уходить «на покой». А ещё под новое депутатское объединение будут положены комитеты и должности.

Раньше я уже говорил о том, что власть зря упустила возможность создать отдельную группу на базе новых депутатов от ОНФ в 2016 году, когда после долгого перерыва в парламент вернулись одномандатники (хотя поняты и аппаратные резоны, почему этого не произошло).

Впрочем, в 2016 году – в отличие от 2021 года – бренд ЕР имел к выборам рейтинг выше 40% и при поддержке президента выполнял роль «локомотива», а выдвижение от пропрезидентской партии с низким антирейтингом помогало не очень известным «новым лицам» получить стартовое электоральное ядро и местный админресурс. Так что для ЕР было логично после выборов включить всех новичков-одномандатников во фракцию, ужесточив нормы регламента Госдумы.

К 2021 году предвыборный рейтинг ЕР упал ниже 30%, а антирейтинг ЕР накачали так, что она нередко воспринимается «новыми лицами» в политике как гиря – и это меняет диспозицию. Да и магистральная линия официальных прогнозов за последние дни свелась к игре на понижение целевого результата ЕР до уровня 45% или меньше. Что ставит под вопрос и вариант с созданием суперфракции ЕР после выборов. Так что объективных предпосылок к воссозданию депутатских групп сейчас больше, чем прежде.

Чтобы вернуть депутатские группы и смягчить требования к одномандатникам и свободным депутатам, нужно поменять регламент Госдумы. Правда, проголосовать за это пришлось бы самой «Единой России». Но партии не в первый раз голосовать за невыгодные ей решения.