В Подмосковье идет реформа по объединению районов в городские поселения. Что это значит? Все просто, став городом муниципалитет теряет свою независимость и становится своеобразным «отделением» регионального правительства. Вместо выборного мэра – наемник по контракту, сити-менеджер, вместо местной инициативы – «план губернатора». История развивается по обычному сценарию, где в роли протестующих выступают местные элиты, а в лице угнетателей чиновники из «Красногорска». Народ, как всегда, безмолвствует.

Но кто они эти эффективные менеджеры? В последнее время Подмосковье продолжают сотрясать различные скандалы, связанные с противостоянием областного руководства и местных элит. Серпуховской, Талдомский, Пушкинский, Волоколамский, Солнечногорский – все эти районы, и не только они, горячие точки на карте области.

Противостояние в Серпухове

Серпуховской район удерживает пальму первенства среди революционеров.  Попытка областных властей выдавить со своего места главу района Александра Шестуна привела к тому, что муниципалитет и вовсе решили ликвидировать, разделив его между соседними Чеховским и Ступинским районами. Шестун и его соратник по борьбе, председатель совета депутатов Николай Дижур, проявили настоящее упорство, не желая сдаваться губернатору Воробьеву. В итоге строптивых чиновников решили обыграть законодательно, так Мособлдума приняла соответствующе решение о преобразовании соответствующей единицы в городской округ. Стоит отметить, что Шестун не рядовой муниципальный чиновник, член знаменитого «Боевого братства», именно он в свое время выступил ключевым свидетелем по «игорному делу» против руководства прокуратуры Московской области. Стоит также отметить, что без скандалов не обошлось и в соседних муниципиях, куда хотят пристегнуть опальный Серпухов, так глава Ступинского района Павел Челпан отказался уйти в отставку, хотя в «Красногорске» этого давно ждали. А губернаторский назначенец в Чеховском районе, сити-менеджер командированный из московской префектуры Илья Поночевный, был с позором изгнан советом депутатов, которые признали его работу неудовлетворительной. Правда, «ценный кадр» через пару месяцев «всплыл» на другом конце области в Можайском районе, по всей видимости, жители этого муниципалитета оказались менее требовательными.

Солнечногорский змей Горыныч

Удивительная ситуация произошла в Солнечногорском районе.  В свое время губернаторская администрация приняла решение об избрании главой этого муниципалитета видного оппозиционера из соседнего Клина, коммуниста Александра Якунина. Тогда местные элиты выступили резко против такой «рокировки», но выборы были прямыми и командированные областным руководством политтехнологи под руководством замначальника ГУТП Ирины Фудашкиной избрали нужного кандидата. Первым заместителем Якунина стал его соратник по оппозиционной борьбе некий Роман Калинкин, который в последствие стал гражданским мужем той самой Фудашкиной, у них родия ребенок. Чуть более чем через год нахождения в администрации Калинкин был задержан ФСБ при получении взятки, после этого он покинул свой пост, на сегодняшний день он проводит время с детьми за рубежом – на Мальдивах и в Таиланде. Александр Якунин работал до недавнего времени, пока его не попросили «на выход» его же бывшие протеже из областного правительства.  Но просто так оставить свое кресло Якунин не захотел и  полонил ряды революционеров под руководством серпуховского депутата Николая Дижура, выступив против реформы МСУ губернатора Воробьева. Фрондерство не осталось незамеченными и после кратких консультаций в «Красногорске» Якунин покинул свой пост, уйдя на больничный и, якобы, подав заявление об отставке по собственному желанию. Врио главы Солнечногорского района был назначен Андрей Чураков, но к удивлению последнего бывший начальник неожиданно воскрес. 16 января Якунин неожиданно поправился и вышел на работу, отрекшись от всех своих заявлений. Теперь у района два главы, спорящие кто из них больная, а кто здоровая.

Пушкинская чехарда довела до арестов

Показательной является ситуация сложившаяся в Пушкинском районе. Т.н. кадровая чехарда в администрации достигла рекордных отметок: 5 раз в отставку отправлялись заместители по ЖКХ, 3 раза по социальной политике, столько же по строительству, накануне свои посты покинули  заместители по земельному устройству и торговле. Сколько сменилось начальников управлений и глав отделов подсчитать сложно, по словам одного из бывших сотрудников администрации, ответственных за ЖКХ меняли более десяти раз. Не лучше обстоят дела и в муниципалитетах района, местные главы уже во второй раз устраивают масштабный митинг в московских Сокольниках, с требованием оставить им полномочия и прекратить волюнтаризм со стороны районной администрации.

В конце июля 2015 года пост главы районной администрации занял Сергей Грибинюченко, бывший сотрудник Генеральной прокуратуры.  Он сменил на этом посту также назначенную на должность Маргариту Смайловскую. По идеи главой администрации города и района должен быть назначен выигравший в 2012 году выборы Сергей Гулин. Но уход с поста губернатора Сергея Шойгу и приход на его место Андрея Воробьева породил волну кадровых ротаций, в которых главным принципом стал считаться отказ от сотрудничества с прежним руководством, а Гулин одержал победу благодаря поддержки и преемственности со стороны прежнего руководителя района Виктора Лисина.   

Андрей Воробьев затеял масштабную реформу по упразднению самостоятельных муниципалитетов, с целью переподчинить их напрямую региональному правительству, т.е. выстроить систему «вертикали власти» как в Москве. Известно, что столичные префектуры являются подчиненными системами мэрии, а префекты назначенными менеджерами. Возможно, такую задачу Воробьев получил откуда то «сверху», ведь в последние годы ходят упорные слухи об объедении Подмосковья и города в единый Московский регион.

Можно ли регионом управлять также как и городом, вопрос во многом спорный. Но главный показатель эффективности - подбор руководящего состава для работы в муниципалитетах. Т.е. раз уж вопрос выбора мэра или главы переходит из политической, выборной плоскости в плоскость HR, т.е. кадрового менеджмента, то мы можем оценить и специфику подбора кадров со стороны администрации губернатора. По логике вещей, эти новые сити-менеджеры, винтики «вертикали власти», должны вращаться бесперебойно, обеспечивая наивысший КПД для функционирования административно-хозяйственной системы муниципалитетов. Но как это выглядит на деле?

Вернемся к Пушкинскому району и его главе Сергею Грибинюченко. Выходец из Генеральной прокуратуры, международник, с отличием окончил университет в Ростове, казалось бы, что с такой управленец справится с любой задачей. Но что мы видим на деле? Прежде всего, отсутствие базовых навыков государственного и муниципального управления, волюнтаристский подход к решению проблем, отсутствие слаженной команды. За полтора года работы в районе сменилось пять первых заместителей главы, ответственных за ЖКХ. Сначала была уволена Любовь Гусева, доставшаяся в наследство от прежней команды. Затем ушел Геннадий Лифинцев, наиболее профессиональный член команды Грибинюченко, который пришел в Пушкино с должности заместителя префекта ЮВАО г. Москвы. По слухам, поводом для увольнения стала ревность главы в отношении чересчур уважаемого зама, вместе с ним должность покинул и начальник управления ЖКХ Алексей Груненышев. Третьим администрацию покинул Андрей Зайцев, поводом стала «мусорная революция», иначе говоря, отказ властей оплачивать вывоз отходов со стихийных свалок. Четвертым стал Алексей Шубин, еще один приглашенный игрок из команды нового главы, который не справился с управлением сферой коммунального хозяйства. Последним, пятым замом по ЖКХ стал бывший глава совета депутатов Софринского поселения Игорь Гороховский, прибегнуть к помощи «местных» Грибинюченко пришлось по причине отсутствия свои кандидатов на этот пост. Также в этот период сменилось трое замов по строительству, свои должности по очереди покинули: Николай Юдин, Александр Лепешкин, по некоторым данным в ближайшее время может уйти и действующий Вячеслав Жуковец. Замами по социальному развитию успели побывать: Лариса Булыгина и тот же Геннадий Лифинцев.

Логичным окончанием работы команды Сергея Грибинюченко стал арест его ближайшего соратника и близкого друга Романа Елисеева.  20 января Елисеев был задержан сотрудниками следственных органов по подозрению в вымогательстве взятки в 1 млн рублей за разрешение установить рекламную конструкцию. В администрации он курировал сферу территориальной безопасности и торговлю. По информации блога, посвященному коррупции в Пушкинском районе, Елисеев был заместителем Грибинюченко во время его работы в Генпрокуратуре. И как человек близкий к телу начальника якобы являлся т.н. «кошельком» Грибинюченко, одновременно курируя сферы торговли, безопасности и похоронных услуг. По данным из открытых источников, Елисеев и Грибинюченко работали вместе с начала 2000-х, начинали еще в Сирии и Ливии, затем выполняли специальные поручения экс-прокурора Владимира Устинова, затем сумели сохранить свои должности и при Юрии Чайке. Вели скандальное дело против губернатора Вологодской области, затем дело «Трех китов» и т.д. Елисеев прекрасно владеет всеми арабскими наречиями, а вести дела в Пушкино, по слухам, ему помогали выходцы из стран Средней Азии.  Грибинюченко и Елисеев имели хороший контакт с уволенным накануне зампредом правительства Московской области Германом Елянюшкиным, что также может быть использовано в раскрутке дела о коррупции в Пушкинском районе. Вопрос, знал ли Сергей Грибинюченко о деяниях своего близкого друга и заместителя, остается открытым, хотя он изначально довольно наивен.

Показательно, что такая кадровая чехарда стала возможна из-за того, что назначаемый чиновник не прошел процедуру выборности, не сформировал собственной стратегии развития района, не представил избирателям свою команду, с которой он намерен работать. Случайные люди во власти, вот результат политики, которую проводит губернатор Воробьев. Как результат для жителей - полная потеря управляемости муниципалитетом. В школах вторая смена просто переполнена, очереди в детские сады, уволены все контрактные управляющие по муниципальным учреждениям, точнее сокращены их ставки, поэтому большинство госзакупок до сих пор не объявлено. В городской больнице уже четвертый раз меняется главврач, так как нет возможности выполнять те обязательства, которые диктует область и ее «винтик» в лице сити-менеджера.

Не лучше обстоят дела и в других муниципалитетах. В Волоколамском районе идет борьба местных активистов против присланного из соседней Рузы Евгения Гаврилова. Юристы из Шаховского района подали иск против Мособлдумы и губернатора, на признание незаконным объединение далеко сельского муниципалитета в городской округ.  В Рузском районе депутаты бьются против произвола ставленника Воробьева из Люберец Максима Тарханова.

Сегодня муниципальные депутаты постоянно митингуют, объединяются против губернаторской реформы. На помощь Воробьеву может прийти серьезный политический тяжеловес, бывший замглавы Администрации Президента РФ по связям с Госдумой Радий Хабиров. Среди протеже Хабирова называют и главу Истринского района Андрея Дунаева. Есть даже некоторые подозрения, что Хабиров может сменить Воробьева на его посту. Но проблема никуда не денется, уничтожение органов МСУ в регионе, по типу Москвы, может привести к настоящему параличу власти на местах. В период острого экономического кризиса всегда востребована инициатива «снизу», что уже поняли федеральные власти и приступили к постепенному демонтажу «вертикали власти», тогда как в Подмосковье ровно наоборот, только начинают строить эту громоздкую и плохо управляемую машину. Даже если слухи о возможном объединении города и области в единый Московский регион окажутся правдивыми, проблем с управлением этим мегамонстром только прибавится.