На предстоящих в сентябре выборах губернаторов случайных людей не будет, следует из доклада «Голоса», посвящённого итогам выдвижения и регистрации кандидатов. После неожиданных для власти итогов региональной кампании 2018 года администраторы выборов стараются избегать даже намека на конкуренцию, отмечают докладчики. В результате выборы окончательно заменили симуляцией, основные особенности которой — ситуативный сговор крупнейших партий и подмена реальных конкурентов власти «техническими» спарринг-партнёрами и имитационными проектами.

КПРФ под ударом

Наибольшему давлению на предстоящих выборах подверглась КПРФ, пишут аналитики «Голоса»: 5 из 18 её кандидатов получили отказы в регистрации. В итоге доля регионов, в которых её кандидаты участвуют в губернаторских выборах, упала с 81% в 2019 году до 61% в 2020-м. ЛДПР выдвинула 16 кандидатов, все они зарегистрированы. «Справедливая Россия» получила один отказ.

По всей видимости, КПРФ в восприятии российской власти надёжно заняла место главной оппозиционной партии, создающей наибольшие проблемы на выборах и имеющей электоральные перспективы, отмечают авторы доклада. Тем показательнее на фоне проблем ведущей левой партии «успехи» двух её главных спойлеров — «Коммунистов России» и КПСС. Из восьми кандидатов в губернаторы, выдвинутых этими партиями, лишь один не смог преодолеть «муниципальный фильтр».

Размер не имеет значения

Малым партиям удалось зарегистрировать в общей сложности 32 кандидата, то есть больше половины от общего числа выдвинутых ими кандидатов (57) — это доля, сопоставимая с показателями КПРФ на текущих выборах, отмечается в докладе. При этом успешное преодоление «муниципального фильтра» в абсолютном большинстве случаев оказалось никак не связано с тем, как выдвинувшая кандидата партия представлена на местном уровне: в регионах, где проходят выборы, лишь 0,7% избранных местных депутатов и глав, выдвинутых непарламентскими партиями. Это в шесть раз меньше, чем у КПРФ и втрое меньше, чему у справороссов. Но именно представители парламентской оппозиции не смогли получить регистрацию в шести из 18 регионов, а, например, «Патриоты России» зарегистрировали шесть из шести выдвинутых кандидатов.

Хотя в своё время введение «муниципального фильтра» объяснили тем, что у партий появится стимул повышать представительство на муниципальном уровне, напоминают авторы доклада, в реальности это лишь инструмент для отсева неугодных кандидатов.

Обходятся без «ЕР»

Доля участия «Единой России» в губернаторских выборах тоже снижается. Её кандидаты выставлены в 12 регионах, что составляет только 67% от всех кампаний. Авторы доклада объясняют это тем, что по мере роста антирейтинга «партии власти» административные кандидаты предпочитают участвовать в выборах в качестве самовыдвиженцев.

Примечательно, что кроме них этой возможностью воспользоваться никому не удалось. Из 25 кандидатов самовыдвиженцами смогли зарегистрироваться только пять человек, все они занимают губернаторские кабинеты.

Игра в поддавки

В семи регионах (Коми, Татарстан, Чувашия, Архангельская, Брянская, Смоленская и Еврейская автономная области) существуют очевидные договорённости между парламентскими партиями. Так, «Единая Россия» не стала выставлять своего кандидата (в том числе и в виде «самовыдвиженца») в Смоленской области, которая с 2012 года «закреплена» за ЛДПР, и в Чувашии, где на выборы в качестве самовыдвиженца идёт врио губернатора, справоросс Олег Николаев. КПРФ согласилась на место сенатора от главы Архангельской области для своего депутата Госдумы Александра Некрасова и отказалась от выдвижения своего кандидата в Татарстане.

ЛДПР не стала выдвигать кандидатов в Брянской и Еврейской автономной областях (в обоих регионах на последних региональных выборах партия заняла второе место). Зато в Брянской области в «сенаторский список» включён депутат Госдумы от партии Вадим Деньгин. В Республике Коми своё место в «сенаторском списке» получила представительница «Справедливой России», вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова.

Следующий шаг — фальсификации

К 2020 году на выборах губернаторов окончательно сформировалась симуляционная модель электоральной конкуренции, подводят итоги авторы доклада. При этом общественный запрос на обновление и разнообразие политического представительства всё дальше расходится с выбранным властью курсом. Поэтому следующим шагом в логике такого развития электоральной системы должно стать расширение возможностей для фальсификации итогов самого голосования.

Власти воспринимают хоть сколько-то сильных кандидатов как угрозу в ситуации, когда регион плохо управляем, говорит политолог Александр Кынев. Там, где административного ресурса хватает, чтобы обеспечить нужный результат, регистрируют всех подряд — как, например, в Ростовской, Брянской или Тамбовской областях. А если есть испуг, то возникает попытка максимальной стерилизации — как например в Еврейской автономной области, Севастополе или Пермском крае. При этом КПРФ, действительно, воспринимается системой как партия номер два и наиболее серьезный соперник. Однако следует понимать, что закупоривание протеста может привести к голосованию не за кого-то из кандидатов, а против — в Белоруссии в конце концов за домохозяйку проголосовали, напоминает эксперт. «Полная стерильность бывает только на кладбище», предупреждает он.