Голосование по поправкам многим кажется переломным моментом, шагом России в новую реальность. С марта в стране разлито ощущение сложной хирургической операции, как будто врачи наконец признали, что у пациента какое-то тяжелое, трудноизлечимое заболевание и теперь что-то безвозвратно вырежут, после чего жизнь уже никогда не будет прежней.

Некоторые новые свойства российского режима многократно описаны - переформатируется путинское большинство, появляется вакуум легитимности, слабеет лидерство Путина, нарастают дезорганизация управления и потеря направления движения страны. Россия действительно станет другой после 1 июля, но изменения коснутся не столько отношений власти и общества, сколько Самого Президента и окружающих элит.

Одна из главных интриг голосования - зачем оно вообще понадобилось Путину? Часто отвечают, что ему нужно легитимировать новый порядок, его новую Конституцию, обновить общественный договор. Подобные объяснения разумны, но не учитывают важный аспект голосования - то, как оно скажется на отношениях Путина с элитой.

Президентское большинство, которое естественно и стабильно вне зависимости от реальности, давно стало для президента не столько союзником или опорой, сколько аргументом в его диалоге с собственным окружением. И нынешний референдум - попытка получить письменное подтверждение, сертификат народного доверия. Путин намерен повесить его перед носом элит, которые и есть истинный источник его тревог.

В марте в интервью ТАСС Владимира Путин признавал, что «элиты, да, могут нервничать». «Здесь минус. Здесь… разбалансировка», - сожалел он. На днях президент высказался более эмоционально: без обнуления сроков, «года через два, я знаю по собственному опыту, уже вместо нормальной, ритмичной работы на очень многих уровнях власти начнется рысканье глазами в поисках возможных преемников».

Страх, что элиты начнут рыскать в поисках преемников, а не работать, объясняет желание оформить с ними отношения иначе. Неудобный для Путина поход в народ за сертификатом выдает его растущее недоверие к истеблишменту, которое сильнее страха перед возможным падением рейтинга.

Любой правитель выстраивает свою власть либо на контракте с народом, что позволяет ему навязывать свои решения элите, либо на контракте с элитой, помогающей строить народ. Путин, придя к власти в 2000 году, опирался на то самое путинское большинство, которое позволило ему зачистить и нейтрализовать ельцинскую элиту - губернаторскую фронду, олигархов. Тогда элиты представляли собой потенциального (а то и фактического) противника, источник угроз и дестабилизации. Однако после нейтрализации ельцинских элит изначально малочисленная путинская команда стала быстро разрастаться, обрела собственные амбиции, превратилась в мощный класс путинской олигархии. Теперь она представляет собой сплошную и одновременно фрагментированную массу, которая не просто существует, но правит, имея мало общего с небольшой группой друзей Путина начала 2000-х.

Сергей Чемезов критикует недопуск оппозиции на выборы в Мосгордуму, Игорь Сечин срывает сделку с ОПЕК и - несколько раньше - сажает путинского министра экономики, сислибы настаивают на нормализации отношений с Западом, силовики действуют без особой оглядки на Кремль - достаточно вспомнить, сколько уголовных дел вызывали внутриэлитные расколы: основатель инвестфонда Baring Vostok Майкл Калви, «Седьмая студия» и режиссер Кирилл Серебренников, посадки бизнесменов из списка омбудсмена Бориса Титова, дело журналиста Ивана Голунова, массовые аресты по итогам прошлогодних летних протестов.

Элита стала настолько масштабной, что не может позволить себе не иметь собственные корпоративные приоритеты, которые не всегда совпадают с приоритетами государства.

Нет, элита не выходит из-под контроля - она просто стала частью самого контроля, но в то же время уже не вмещается в единую логику, а властная вертикаль, как бы красиво она ни проводила выборы, для той же цели не предназначена.

Естественным путем олигархия становится более автономной. В начале 2000-х она искала место в чужеродной среде и копила активы, действуя от имени Путина.

Источник - Телегам-канал Дилетант