Пять из десяти временно исполняющих обязанности губернаторов, возможно, будут участвовать в предстоящих выборах глав субъектов в качестве самовыдвиженцев. Об этом Znak.com рассказали сразу два источника, близких к администрации президента и «Единой России». Среди врио, кто с большой долей вероятности не будет выдвигаться на выборы под брендом «Единой России», могут оказаться Игорь Кобзев (Иркутская область), Дмитрий Махонин (Пермский край), Олег Николаев (Республика Чувашия), Владимир Уйба (Республика Коми) и Владимир Солодов (Камчатский край). Однако в подавляющем числе регионов (15 из 20) за пост губернатора будут бороться представители правящей партии, чего в прошлом году потребовал председатель ЕР Дмитрий Медведев. По мнению экспертов, непартийное выдвижение при фактическом использовании партийного ресурса — это «шаг назад в развитии политической системы страны».

Во вторник, 9 июня, состоится президиум генерального совета партии «Единая Россия». На нем, как стало известно Znak.com, будут названы имена девяти врио губернаторов и действующих глав субъектов, кто на предстоящих выборах в сентябре 2020 года будет выдвигать свою кандидатуру под брендом правящей партии. По данным нашего издания, среди них — Александр Цыбульский (врио главы Архангельской области), Михаил Развозжаев (врио главы Севастополя), Сергей Ситников (действующий губернатор Костромской области) и Вениамин Кондратьев (действующий руководитель Краснодарского края). «Данные кандидатуры уже согласованы с Кремлем: и с управлением внутренней политики, и с управлением по делам Госсовета», — рассказал источник в руководстве ЕР. 

Всего в сентябре 2020 года в России состоятся выборы глав 20 субъектов — в 18 регионах выборы будут прямые, еще в двух — губернаторов будут выбирать депутаты окружных парламентов. В 10 из 20 регионов, где через три месяца состоятся выборы, за пост высшего должностного лица будут бороться действующие губернаторы, еще в 10 регионах — врио губернаторов. Из 10 исполняющих обязанности глав субъектов, кому предстоят губернаторские выборы, пять получили возможность баллотироваться в качестве самовыдвиженцев. Так, Заксобрания Иркутской области, Чувашии, Камчатского края, Республики Коми и Пермского края уже приняли соответствующие поправки в местное законодательство. Выдвижение Дмитрия Махонина и Олега Николаева от «Единой России» невозможно, так как Махонин в 2016 году возглавлял список «Яблока» на выборах в Госдуму по Пермскому краю, а Николаев входит в центральный совет «Справедливой России». Скорее всего, Игорь Кобзев и Владимир Солодов также не будут выдвигаться под брендом правящей партии. Причин тому несколько: например, в Иркутской области по-прежнему сильны позиции КПРФ (предшественник Кобзева Игорь Левченко был представителем компартии), кроме того, ни у Кобзева, ни у Солодова нет партийного прошлого. Один из собеседников Znak.com, близких к Кремлю, рассказал, что Владимир Уйба сам не хотел бы баллотироваться от партии власти, хотя его персональный рейтинг в Коми все-таки ниже, чем рейтинг «Единой России». «Вообще не факт, что предполагаемые сейчас самовыдвиженцы в итоге не будут баллотироваться от ЕР», — предупреждает источник нашего издания.

По словам источника в ЕР, в этом году выдвижение не от «Единой России» возможно лишь в случае, если согласованный Кремлем кандидат представляет другую политическую силу либо является беспартийным. «Ситуация в каждом регионе разная, рейтинг партии в каждом регионе тоже разный, есть субъекты, где понадобится консолидация всех политических сил для достижения единой цели», — поясняет наш собеседник в «Единой России». Источник, близкий к АП, в свою очередь отмечает, что те девять имен врио глав субъектов и действующих губернаторов — это лишь «первая партия». «В конечном итоге среди согласованных кандидатов тех, кто будет выдвигаться от „Единой России“, будет гораздо больше. Их будет в несколько раз больше, чем самовыдвиженцев и представителей других партий вместе взятых», — говорит наш собеседник.

Медведев выступал против самовыдвиженцев

Напомним, по итогам прошлых губернаторских выборов председатель «Единой России» Дмитрий Медведев в жесткой форме потребовал прекратить практику, когда кандидат, фактически поддерживаемый единороссами, участвовал в выборах как самовыдвиженец. «Если он от партии, то чего он прячется? <…> Наши сторонники, кто обычно голосует за нашу партию, начинают в нем (кандидате) сомневаться и могут не проголосовать. А те, кто вообще не собирались голосовать за „Единую Россию“, все равно за нее не проголосуют. Это вносит сумятицу и сказывается на выборах. Эту практику нужно прекратить, она выглядит не очень правильно, непоследовательно и в чем-то даже неразумно», — говорил в октябре 2019 года Дмитрий Медведев. 

В 2019 году, самовыдвиженцами на выборы пошли шесть кандидатов: Александр Осипов (Забайкалье), Вадим Шумков (Курганская область), Игорь Бабушкин (Астраханская область), Валерий Лимаренко (Сахалин), Александр Беглов (Санкт-Петербург), Алексей Текслер (Челябинская область). Практика отказа от партийного бренда ярче всего была представлена на выборах в Московскую городскую думу: партия «Единая Россия» фактически не участвовала в выборах, все кандидаты, состоящие в ЕР, шли самовыдвиженцами, а, избравшись в МГД, все-таки создали фракцию ЕР.

«Объяснить эти нагромождения людям просто невозможно»

«Партийный сегмент политической системы — крайне важное структурное звено, которое позволяет согласовывать действия и решения власти с общественными интересами. Для эффективной работы главы региона важен партийный институт, который бы выполнял эту функцию», — считает глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. По его мнению, «для руководителей всех уровней — от поселений до областей — взаимодействие с партией позволяет точно формулировать и реализовывать предвыборную программу, а также корректировать ее в межвыборный период». «Очень искусственно выглядит, когда руководитель, у которого нет команды, опыта электоральной работы, заявляет, что он пришел в регион от Владимира Путина — то есть от лидера „Единой России“, — но на выборы идет самовыдвиженцем. При этом всю его кампанию обеспечивает партия (даже в случае с кандидатами от оппозиции — помогает преодолеть муниципальный фильтр). Немного лицемерно, когда кандидат без особого политического опыта дистанцируется от партии, чтобы набрать какие-то очки или избежать антирейтинга. Он рассчитывает, возможно, на какую-то надпартийную коалицию, но реально создать ее крайне проблематично. А в долгосрочной перспективе — это создает дополнительные проблемы, потому что объяснить все эти нагромождения людям просто невозможно», — уверен Костин.

По его словам, «непартийное выдвижение (при фактическом использовании партийного ресурса) — это шаг назад в развитии политической системы страны». Константин Костин уверен, что «для политической целостности страны важно иметь систему, в которой партийные институты на уровне региона по понятным правилам взаимодействуют с должностными лицами субъекта». «Есть партия, кандидат которой победил на выборах, и она олицетворяет государственную власть на уровне субъекта. Есть оппозиция, которая предлагает альтернативу и осуществляет контроль за работой власти. Такое функционирование политической системы придает ей дополнительную устойчивость, а в случае ее отсутствия или имитации власть рискует вызвать разочарование у граждан, а в худшем случае — кризис доверия», — отмечает Костин.