По информации «НГ», общественная кампания «Нет!» против поправок к Конституции собрала без малого 50 тыс. подписей граждан. До конца февраля предполагается открыть 10 комитетов кампании в разных городах страны. Сейчас такие отделения уже действуют в Москве и Петербурге, 11 февраля к ним присоединится Екатеринбург. Агитация будет идти на улицах и в интернете, основной лозунг – борьба с несменяемостью власти.

Кампанию «Нет!» ранее инициировала «Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского, ряд муниципальных депутатов от оппозиции и общественных деятелей. В сторонники «Манифеста граждан России против конституционного переворота и узурпации власти» по состоянию на конец дня 10 февраля записались уже более 46 тыс. человек.

Созданный интернет-сайт теперь используется уже не только для сбора подписей граждан, но и для регистрации региональных комитетов. Один из них был создан на днях в Петербурге, его возглавил исполнительный директор ОР Андрей Пивоваров. «Мы инициировали общественную кампанию «Нет!», к которой каждый день присоединяются новые города. «Голосование» по поправкам должно превратиться в ответ на вопрос, хотим ли мы, чтобы власть в стране не сменялась никогда», – заявил он на учредительном собрании.

По словам Пивоварова, замысел такой: чем больше комитетов кампании будет в разных городах, тем больше людей придут на участки и скажут «нет» президенту Владимиру Путину и его политике – «повышению пенсионного возраста, повальной нищете, преследованию политических активистов». Как пояснил оппозиционер, власть и сама уже не скрывает, что предстоящее голосование по поправкам к Конституции – это вопрос о доверии к ней и лично к Путину, а не о всяких социальных гарантиях и индексациях.

При этом Пивоваров исподволь упрекнул Алексея Навального, который остается в стороне от кампании: «Поправки – лишь повод, власть сама предоставила нам отличную возможность публично и громко сказать все, что мы о ней думаем, эту возможность необходимо использовать на все сто процентов». На собрание питерского комитета 9 февраля пришло несколько десятков человек. За день до этого начало работу отделение в Орле, а самое первое еще 31 января открылось в Москве – на базе муниципального совета Тимирязевского района.

Далее планируется создание комитетов в Екатеринбурге – 11 февраля, в Тюмени – 14 февраля, в Челябинске, Самаре и Ярославле – 15 февраля, в Перми – 16 февраля, а в Казани – 21 февраля. Как пояснил Пивоваров, на сайт вынесены пока не все заявки, некоторые пока обсуждаются. Однако он подчеркнул, что активность идет именно снизу. Скажем, из подписей под текстом манифеста от москвичей всего около 20%, остальные – от жителей всей России, от Камчатки до Калининграда.

Пивоваров сообщил, что комитеты, возможно, продолжат работать и после голосования по поправкам, особенно если они добьются проигрыша власти. Как сказано на сайте, продвижение кампании будет идти и в соцсетях, и за пределами интернета. Будут листовки, плакаты и стикеры на улицах, митинги, массовые и одиночные пикеты, общественные дискуссии и даже агитация от двери к двери. По словам Пивоварова, первая крупная акция – «Марш Бориса Немцова» 29 февраля. «Это будет не просто мемориальное, а именно политическое мероприятие», – заявил Пивоваров.

Он подчеркнул, что в кампании против путинских поправок у ОР «все союзники, кроме «Единой России»: «Мы не дискутируем, нужны ли горячие школьные обеды или добавки к зарплатам и пенсиям, – это все бессмысленно. Мы пытаемся донести до общества один вопрос: нужен ли нам бессменный президент? А свои поправки власть может обернуть во что угодно, наша же задача донести до людей их подлинный смысл. Если пошлем такой четкий месседж обществу, то будет больше шансов именно перевернуть повестку власти, а не пытаться ее размывать, дискутируя по мелочам».

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул, что пока общественная кампания не проведена, ее трудно оценивать, но точка входа в нее создана в принципе правильно. Это и многоканальность агитации – онлайн и офлайн, и то, что оппозиция решила не отвлекаться на детали и доносит до общества один четкий месседж о несменяемости власти. Так больше шансов быть услышанными и понятыми. В то же время, отметил эксперт, у кампании есть серьезная проблема – это, в частности, простой лозунг «Нет!». Он не слишком понятен обществу и нуждается в расшифровке. «Нужен четкий и эмоциональный посыл, нужны более яркие слоганы. Что-то типа «Нет – или терпи дальше!» или «Голосуй за «нет» или проиграешь!», также варианты «Скажи на выборах «Нет!» или голосуй за бессменного Путина!», «Голосуй «нет!» или теряй дальше», или «Голосуй «Нет!» и победишь!» и так далее. Также нужно объяснить людям, оставаться ли им дома или все же выразить протест на участках», – отметил Калачев.

По его мнению, нынешние агитролики не совсем удачны. В частности, ролик с известными людьми, но без упоминаний кто они такие, теряет актуальность и распыляет энергию. «Политика - дело персонифицированное, если есть известные люди то надо это капитализировать, нужно указывать имена и должности, например для выявления знаменитостей, а также представителей социально-одобряемых профессий. А для показания разброса поддержки в обществе можно показать еще и возраст. Не указывать человека можно только в роликах с массовых митингов, где показана сразу тысяча, или пять-десять-сто тысяч человек. Пока же оппозиция изобретает велосипед».Эксперт подчеркнул, что для успешной кампании «нужно скорее вирусное видео, которым хочется поделиться с друзьями, пересмотреть, перепостить». Пока же оппозиции элементарно не хватает творческого подхода и технологичности. Калачев считает, что успехом кампании будет даже не победа оппозиции на голосовании по поправкам, а высокая явка протестного электората, а также привлечение колеблющихся на свою сторону. Калачев отметил, что если в результате несогласным удастся привлечь более четверти избирателей в голосовании «против», - тогда оппозиция сможет громко заявить о себе перед выборами в Госдуму.