В среду, 18 декабря, Госдума собералась на последнее пленарное заседание в этом году: спикер Вячеслав Володин подвел итоги осенней сессии, а премьер-министр Дмитрий Медведев поблагодарил депутатов за работу. Уходящий год запомнится принятием ряда резонансных инициатив, направленных на защиту власти от противников внутри страны и за ее пределами. Вместе с тем депутаты начали заботиться о финансировании регионов в преддверии выборов Госдумы в 2021 году. Сами законодатели отмечают рост своего профессионализма по сравнению с первыми созывами.

Так рано Госдума еще не завершала осеннюю сессию в этом созыве: первоначально последнее заседание планировалось на 19 декабря, но депутаты решили освободить этот день для просмотра пресс-конференции президента. В зал заседаний они вернутся только 14 января.

Год был богат на резонансные инициативы, направленные на борьбу с критиками власти и иностранным вмешательством.

Так, в начале весны Дума приняла закон о штрафах за распространение фейковых новостей в интернете (недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений и создающая угрозу безопасности). Одновременно депутаты одобрили закон о наказании за оскорбление государственных символов и органов государственной власти.

Первый штраф за фейковые новости был назначен только в октябре в отношении издания «Момент истины» за гиперссылку на видеоролик под названием «Срочно! В России готовит революцию Майдан» (с выступлением тележурналиста Андрея Караулова). По закону об оскорблении на начало декабря, по данным международной правозащитной группы «Агора», были оштрафованы 33 человека, большинство дел касались оскорблений в адрес президента.

Следом был принят закон о «суверенном рунете», который, по задумке авторов, должен обеспечить «безопасное и устойчивое функционирование» интернета на территории России и стал ответом на принятие в 2018 году в США стратегии национальной кибербезопасности. Закон обязывает всех операторов связи установить специальное оборудование, предоставленное Роскомнадзором. Пока такое оборудование лишь тестируется в ряде российских регионов.

Летом Дума отреагировала на московские протесты, связанные с отказами избиркомов в регистрации ряда оппозиционных кандидатов, и создала комиссию по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России. В результате депутаты вернулись к теме иностранных агентов и приняли закон, позволяющий признавать агентами и физические лица. Кроме того, депутаты нашли в ряде регионов финансируемые из-за рубежа «лагеря» для подготовки организаторов протестных акций, к которым, по их словам, можно отнести и «виртуальные лагеря—концентрации протестных мыслей в соцсетях».

Защитой «цифрового суверенитета» депутат Антон Горелкин объяснял внесение законопроекта об ограничении иностранного капитала в значимых интернет-ресурсах, но после того, как «Яндекс» изменил структуру управления, депутат отозвал свой проект.

В вопросах регулирования политической и информационной сферы, вынесение которых в публичное поле важно для власти, Госдума обычно не является их реальным инициатором, хотя депутаты принимают на себя авторство таких проектов и сопутствующие имиджевые риски, отмечает политолог Александр Пожалов. Законопроект господина Горелкина, по его словам, выполнил функцию внешнего давления власти на компанию, которое разрешилось согласием «Яндекса» создать Фонд общественных интересов и расширить влияние государства на управление. По мнению господина Пожалова, тема иностранного вмешательства в выборы стала удобным публичным объяснением причин, по которым летом 2019 года повторились массовые протесты против нарушений на выборах. В усилении контроля над интернет-пространством к предстоящим выборам объективно заинтересован как политический блок Кремля, так и силовые структуры, считает политолог.

Первый заместитель главы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, комментируя журналистам итоги сессии, отметил, что «парламент начинает работать более профессионально, более глубоко разбирается в проблемах». Для сравнения глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров привел в пример «закон первой Госдумы» (1993–1996) об оленеводстве на Севере: пояснительная записка к законопроекту начиналась словами «на каждого взрослого жителя России приходится примерно четыре пары рогов». К позитивным итогам депутаты относят, например, принятие законов о защите прав дольщиков, о сокращенном рабочем дне для женщин на селе, о праве преимущественного приема детей из одной семьи в одну школу и детский сад. Кроме того, депутаты добились в этом году отображения на устройствах Apple Крыма и Севастополя как части российской территории.

По словам господина Пожалова, в 2019 году больше внимания Госдума уделила вопросам поддержки региональных бюджетов: так, в закон о бюджете было вписано обязательство правительства распределить трансферты по регионам до 1 января, чтобы деньги пошли на места уже с начала года, и определили десять отстающих регионов для приоритетной федеральной поддержки. Такой «региональный уклон» в работе Госдумы может быть связан и с приближением выборов — половина депутатов избраны по округам, и им важно продемонстрировать свою эффективность для местных избирателей и региональных властей, отмечает политолог.

Российским парламентариям удалось вернуться в ПАСЕ полноправными участниками после того, как они в 2016 году покинули Страсбург из-за ограничения полномочий. Но они столкнулись со сложностями в других поездках: приезд в Тбилиси депутата Сергея Гаврилова, занявшего место спикера в грузинском парламенте в ходе заседания Межпарламентской ассамблеи православия, возмутил грузинскую оппозицию настолько, что депутата выводили из здания под охраной. После этого по указу президента было запрещено прямое авиасообщение с Грузией для российских перевозчиков. В октябре депутат Инга Юмашева была допрошена ФБР в аэропорту Нью-Йорка, после чего российские парламентарии отменили свои командировки в США.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин пытался «повысить субъектность Госдумы», предложив поменять Конституцию таким образом, чтобы палата могла принимать участие в формировании правительства, а также прервав выступление на пленарном заседании министра экономического развития Максима Орешкина: по мнению спикера, господин Орешкин оказался не готов отвечать на вопросы о реализации нацпроектов. Парламентское большинство представляет партию власти, поэтому по-настоящему резкие требования в отношении министров пока не звучат, но критичность усиливается, считает политолог Алексей Макаркин.