Моментальное возвращение губернаторов к руководству «Единой Россией» показывает, что это может быть часть некоего плана, а не какая-то спонтанная реакция лидера партии Дмитрия Медведева. Например, что Кремль вроде бы приступил к сценарию «ребрендинга ЕР», на котором якобы и будут выстроены думские выборы 2021 года. Однако вся оппозиция продолжает обсуждать схему увеличения в Госдуме доли одномандатных депутатов, которая, дескать, станет со стороны властей подарком их противникам. Похоже, это какие-то отвлекающие маневры. Даже изменение закона о выборах, не говоря уже о партийных делах, – это не более чем политтехнологии. Главное – стратегическая цель выборов, проводимых перед трансфертом-2024. А здесь пока просматриваются лишь два варианта: удержание власти любой ценой либо определенная либерализация режима.

Утверждение 13 «смелых» губернаторов на постах глав региональных отделений ЕР пройдет еще только в первой половине ноября, но они уже начинают принимать важные кадровые и организационные решения. Очевидно, что после съезда партии власти в конце этого же месяца количество вписавшихся за нее руководителей регионов только вырастет. Судя по всему, с точки зрения кремлевских управленцев внутренней политикой, это должно дать всей оппозиции надежный сигнал: предстоящая электоральная борьба будет идти в рамках традиционной конфигурации.

И поэтому, например, КПРФ не надо обращать внимания, скажем, на такие истории, как очередное объявление о создании некоего проекта с определенно левым, в политическом смысле этого слова, названием. Речь идет о свежем заявлении писателя Захара Прилепина, организовавшего движение «За Правду», которое, мол, поможет россиянам «проявить их гражданскую позицию». Симптоматично, что пресс-релиз об этой фантазии распространило в том числе и государственное информагентство ТАСС. При этом были процитированы такие слова Прилепина: «Движение – это сформировавшийся запрос гражданского общества России, которое готово к самоуправлению и не желает, чтобы им манипулировали. Движение «За Правду» поможет каждому проявить свою гражданскую позицию и фактически вернет политику людям».

Коммунисты, впрочем, откликнулись мгновенно, однако, как представляется, несколько легкомысленно. Ведь появление движения Прилепина вполне можно было бы отнести к проявлению симптомов одного из предвыборных сценариев, о котором уже писали СМИ, а именно создания некой «независимой левой структуры». Якобы замысел в том, что она будет активно работать и побеждать в одномандатных округах, а в Госдуме потом станет запасным полком ЕР на тот случай, когда, положим, надо будет срочно принимать системообразующие конституционные решения. Заметим, что такой поворот не исключают, к примеру, в «Открытой России» (ОР) Михаила Ходорковского.

Однако секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, с одной стороны, как бы понимая возможную спойлерскую суть нового левого проекта, с другой – тем не менее предположил, что Прилепин ведь может и присоединиться к Компартии. Напомним, впрочем, что в истории КПРФ уже был случай, когда вроде бы верные ей союзники вдруг попытались перехватить управление.

Это был Народно-патриотический союз России (НПСР), тогдашний глава которого Геннадий Семигин перешел на сторону Кремля. Кстати, это случилось в конце 90-х годов, когда правящая группа также стояла перед альтернативой – сохранять власть любой ценой или соглашаться на компромиссный вариант. Все помнят, какой тогда был сделан выбор. Период 2021–2024 годов будет по сложности предстоящих решений примерно таким же.

Интересно, что весь спектр оппозиции при этом склонен активно обсуждать совсем иной сценарий действий власти, связанный с изменением избирательной системы. Анализу текущей ситуации, например, будет посвящена ноябрьская конференция ОР, которая уже открыто объявляет, что будет бороться в одномандатных округах. А те же коммунисты решили как-то странно троллить власти, объясняя, что переход к пропорции 25% списочников – 75% одномандатников резко увеличит шансы КПРФ на победу, а превращение выборов в Госдуму в полностью мажоритарные вообще станет гарантией такой победы. На недавнем пленуме ЦК были даже представлены раскрашенные в разные цвета карты России, которые должны были наглядно показать, что увеличение числа округов, а значит, уменьшение численности избирателей в них коснется в основном протестных территорий.

При внимательном рассмотрении этих карт становится ясно, что существенно картина не меняется – и по-прежнему для завоевания большинства надо будет взять более двух десятков регионов с наибольшим количеством избирателей. И если посмотреть на эти субъекты РФ, то часть из них настоящие «электоральные султанаты», где левые уже давно ничего не показывали, часть – это регионы с управляемым голосованием, третьи – территории с чрезмерно гибкими значениями явки, пятые – с историей беззастенчивого рисования результатов выборов и т.д. и т.п. Короче говоря, если стратегической целью думских выборов станет сохранение власти, когда административному ресурсу «все позволено», то оппозиции любого толка не светит почти ничего. Там это, похоже, понимают, а иначе либералы и левые не стали бы публично пугать власть неизбежностью своих побед в случае изменения выборного закона. Оппозиционерам, судя по всему, будет выгоден прежний расклад и продолжение коммуникаций с Кремлем в надежде договориться о хотя бы каком-то участии в трансферте.

Любопытно, что большинство экспертов пока остаются в парадигме анализа предстоящих выборов как политтехнологической процедуры. Например, глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил: «Увеличение количества округов действительно несет в себе риски и угрозы для власти, поскольку сами округа становятся более компактными. Следовательно, там стремится выдвинуться большее количество кандидатов, потому что для кампании оппозиционных кандидатов нужно меньше ресурсов, округа проще покрыть агитацией, устроить встречи с большим количеством избирателей, а также закрыть участки наблюдателями». Эксперт подчеркнул, что большие округа админресурсу тоже гораздо проще контролировать. Во-первых, легче уследить за одним кандидатом от власти и работать на результат одного человека, чем за множеством, да и контролировать ход кампании кандидатов от оппозиции легче, во-вторых, результат по округу – это «средняя температура по больнице», ведь есть муниципалитеты и избирательные комиссии, которые «готовы пускаться во все тяжкие», а есть те, кто не готовы, к тому же внутри округов есть свои лояльные и протестные территории.

Оппозиция при этом может сделать ставку на увеличение количества встреч, агитацию и активистов, что сейчас сделать трудно в больших округах. «Конечно, власть может решить любую проблему, и, по ее мнению, цель оправдывает любые средства, но мы видели, к чему это приводит», – напомнил Калачев о ситуации в Москве. По его мнению, если власть все же решится на увеличение одномандатных округов, то, понятное дело, за результат отвечать будут губернаторы. И здесь у властей будет несколько вариантов действий. Во-первых, нарезку округов устроят таким образом, чтобы самые протестные территории, например большие города, покрывались большим количеством сельских поселений. Во-вторых, главы регионов ужесточат отбор провластных кандидатов, в-третьих, скорее всего будут отсеяны самые сильные оппозиционеры, хотя это и будет чревато скандалами. В-четвертых, будет безудержное применение админресурса на всех этапах кампании. В-пятых, избиркомы будут действовать по указаниям сверху для обеспечения провластным кандидатам нужного результата, что тоже, конечно, не обойдется без скандалов.

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов отметил: «Любые изменения, ведущие к сиюминутной выгоде власти или оппозиции, – это путь в ситуацию правового беспредела. Для устойчивости любой политсистемы должны быть устоявшиеся законы и правила игры». Вместе с тем расчеты КПРФ справедливы, скорее всего изменение правил выборов в Госдуму дало бы КПРФ шанс увеличить ее результат. Но все же это был бы сиюминутный выигрыш, а не политическая победа во всей стране. По мнению Куртова, поэтому «власть скорее всего не пойдет на увеличение числа округов, ведь убрать партсписки – это значит отказаться от ядерного электората ЕР, или 25–30% голосов». При этом практика московских выборов показала, что контролировать одномандатные округа не так уж и просто, особенно если вся страна будет состоять из них, непросто придумать и несколько сотен технологий проведения кампаний в них. При этом, заметил эксперт, те времена, когда губернатор мог самолично отбирать всех кандидатов, почти везде прошли. В тех регионах, где есть протестные настроения, решения о недопуске сильных кандидатов наталкиваются на недовольство граждан. «Пока у власти нет острой необходимости что-то менять. Да, в этом году кампании в столицах показали, что, когда ЕР теряет власть, местным управленцам, по сути, «не до приличия», но нельзя же такую кампанию делать по всей стране. Кроме того, чтобы удержать власть в Москве и Петербурге, ресурсы буквально свозились со всей страны. А если проблемных регионов будет не два, а 70, то ресурсов на всех не хватит, штаны порвутся», – заключил Куртов.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил, что он давно выступает за введение 100% одномандатных округов. По мнению эксперта, в принципе оппозиция права в том, что при увеличении одномандатных округов ее шансы увеличиваются, но только в том случае, если эта оппозиция выставляет «качественный электоральный материал». Если же деятельность проводится по принципу «закрываем электоральные дыры», то результата не будет. «Одномандатные выборы – это честно по отношению к избирателям. Но ЕР, конечно, всеми силами противостоит подобного рода инициативам, она под обаянием недавнего единого дня голосования, когда всех «жахнули». В будущем повторить этот успех вряд ли удастся без работы над собой и реализации нацпроектов и социальных указов президента. Социальное напряжение растет, так что применение админресурса в неограниченном размере вызовет только массовое протестное голосование», – подчеркнул Мухин. Он предположил, что ЕР в одномандатных округах может попытаться выиграть с помощью технологий, тем более что кандидаты и ресурсы у партии есть, но при таком раскладе социальное напряжение никуда не денется. Поэтому, чтобы ситуация изменилась, нужно не только вернуть одномандатные округа повсеместно, но и проработать механизм отзыва депутатов, сама же ЕР должна активно заняться доказыванием своей полезности обществу. «Победа ЕР без изменений в самой системе и в партии – это малореализуемая мечта. Если они продолжат петь осанну самим себе и власти, то в 2020 году технология может дать осечку, а в 2021 году – точно даст», – заявил он. Впрочем, и победа оппозиции не панацея: людям нужны депутаты профессиональные и качественные вне зависимости от партийного бренда. «Но сейчас власть продолжает думать, что делать с выборной системой. Пока видно, что там ориентируются в основном на технологии», – отметил эксперт.