Главе правительства Дмитрию Медведеву направлено открытое письмо о прекращении уголовного преследования одного из фигурантов «московского дела» – Алексея Миняйло. Под обращением стоят подписи известных режиссеров, актеров, журналистов и благотворителей. Не менее важным является заявление в Совете Федерации председателя Верховного суда (ВС) РФ Вячеслава Лебедева по поводу приговора Павлу Устинову. Если его дело дойдет до ВС, то оно будет рассмотрено объективно, а пока у Лебедева есть вопросы по видеозаписи задержания этого гражданина.

Миняйло в ходе избирательной кампании в Мосгордуму работал на оппозиционного кандидата Любовь Соболь и был задержан по итогам несанкционированной акции 27 июля. И сейчас он единственный, кого обвиняют именно в массовых беспорядках (ст. 212 Уголовного кодекса). Напомним, что следствие ранее отказалось от применения этой статьи к другим фигурантам «московского дела».

Однако в последние дни адвокаты, участвующие в этом деле, обеспокоились тем, что уже осужденные по нему граждане будут зачем-то дополнительно допрошены. Есть подозрение, что процесс по массовым беспорядкам все-таки может быть устроен. Поэтому-то появление открытого письма к премьеру как раз по судьбе Миняйло было вполне ожидаемым. Не вполне понятно, правда, почему общественность решила обратиться именно к Медведеву.

Тот аргумент, который приведен в письме: дескать, глава правительства поддерживает развитие волонтерства, а Миняйло, мол, таковым и является, – выглядит не очень убедительным. И вовсе не потому, что данного фигуранта скорее можно назвать словом «активист», а по иной причине. Дело в том, что более авторитетным покровителем добровольческого движения считается президент Владимир Путин. Но, видимо, обратиться прямо к нему многочисленные режиссеры, актеры, литераторы и журналисты, а также примкнувшие к ним деятели благотворительной сферы отчего-то не рискнули.

В остальном же в обращении все стандартно: «Мы с большой тревогой наблюдаем, как развивается так называемое «московское дело», или «дело о массовых беспорядках». Под стражей сейчас находятся четверо обвиняемых, шестеро получили реальные сроки лишения свободы». После такого посыла идет основной довод: «Из прессы нам известно, что Алексей в этой акции не участвовал, он был задержан на Трубной площади, когда акция уже закончилась». При этом так толком и не указывается, чем же Медведев может помочь. Если, скажем, его кто-то об этом очно спросит, то премьер всегда может напомнить об отсутствии каких-либо фактов того, что российские власти когда-либо вмешивались в работу судов. По крайней мере именно так обычно отвечает президент. Видимо, расчет подписантов делается на то, что Медведев, в свою очередь, обратится к Путину.

А вот председатель ВС позволил себе более широкое комментирование уже «дела Устинова». Лебедев 24 сентября пришел на заседание комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, который как раз принял решение рекомендовать его оставить на нынешнем посту. Сенатор Людмила Нарусова задала главе ВС вопрос, как бы поступил он с теми материалами о виновности данного человека. «Вот вступит приговор в законную силу, придет моя компетенция, а у меня есть такая компетенция, предоставленная законом, – истребовать дело и тогда принять решение. Решение может быть различное. Это решение может быть принято и апелляционной инстанцией – о прекращении дела. А мы потом будем делать выводы относительно того, почему это произошло», – последовал ответ Лебедева.

Однако пока дело рассматривается в апелляционной инстанции, «председатель Верховного суда сегодня не может сделать выводы – правильный или неправильный приговор», – отметил он. Но вот по поводу видеозаписи момента задержания Устинова Лебедев все-таки высказался. По его мнению, ролик вызывает вопросы, но «все это надо исследовать». При этом глава ВС не стал отвечать, почему судья Алексей Криворучко этого делать не стал. По словам Лебедева, это станет понятно в результате все той же апелляции. Впрочем, сенаторы уже намерены обобщить соответствующую практику на специальном круглом столе. 

А главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов сообщил, что вместе с представителями телеканала «Дождь» Натальей Синдеевой и «Новой газеты» Дмитрием Муратовым направили еще одно письмо - генеральному прокурору Юрию Чайке по так называемому «котовско-дадинскому кейсу». «Хотя кое-кому может показаться, что эта наша просьба - повтор по делу Павла Устинова - да, но не совсем, - написал Венедиктов в своем Telegram-канале. - Кто-то же должен вступиться и за Конституционный суд и обязательность его решений для судов всех инстанций. И кому, как не Генеральному прокурору, это продемонстрировать!»

Между тем, авторы Telegram-каналов также обращают внимание на слова замначальника управления противодействия экстремизму МВД Владимира Макарова. «Во время несогласованных акций протеста в Москве, которые проходили этим летом, полицейские задержали 225 несовершеннолетних россиян из 25 регионов», - пишет «Темник», ссылаясь на полицейского чиновника.