Опубликованные данные о количестве недействительных бюллетеней на выборах в Мосгордуму сторонники Алексея Навального решили использовать для окончательной дискредитации противников «умного голосования». В Сети появились упреки в адрес, в частности, Михаила Ходорковского: его призывы к «голосованию по совести» или порче бюллетеней якобы обеспечили победу провластных кандидатов в семи округах. А экс-олигарх заявляет об эффективности в политике именно «моральной позиции».

Спустя неделю после столичных выборов продолжается дискуссия об итогах «умного голосования», предложенного Алексеем Навальным. Сам он уже объявил его успешным, а все сбои и недочеты поставил в вину не столько властям, сколько критикам его инициативы из оппозиционной среды.

В качества доказательства навальнисты и решили использовать данные о количестве испорченных бюллетеней.

Напомним, что Навальный по горячим следам 8 сентября, говоря о кампании в Мосгордуму, заявил, что властям удалось отбить у оппозиции семь округов. Прямого обвинения в фальсификациях при этом не было, имелась в виду прежде всего административная мобилизация электората. И теперь, судя по публикациям в Интернете, все-таки найдены виновные в том, что ответной оппозиционной мобилизации не получилось. В Сети конкретно назвали и Ходорковского, и политэмигранта Гарри Каспарова, имена других упомянуты не были, но их всех объединили в некую подрывную группу «голосующих по совести».

Фактура состоит в следующем: например, в округе 7 разрыв между «самомедвеженцем» и коммунистом составил 100 с небольшим голосов, недействительных же бюллетеней там насчитали более 1,2 тыс. штук; в округе 9 при разрыве в 500 голосов испорченных бюллетеней оказалось 1,5 тыс., а в округе 23 их было уже более 2 тыс. при разнице между провластным и оппозиционным кандидатами приблизительно в 350 голосов.

Среди проанализированных таким образом округов есть и округ 30, в котором было экспериментальное интернет-голосование. Напомним, что экс-кандидат Роман Юнеман, кстати и не включенный Навальным в «умное голосование», сейчас намерен судиться с властями, требуя отмены результатов электронных выборов. Он считает, что сбои и зависания системы 8 сентября не позволяют достоверно оценить итоги сетевого волеизъявления граждан.

Руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Алексей Венедиктов объяснил проигрыш Юнемана тем, что он сам и его команда агитировали против участия в онлайн-голосовании. При этом Венедиктов заметил, что и в двух других экспериментальных округах оппозиционеры призывали избирателей не доверять новым технологиям, вот поэтому они якобы тоже провалились. И теперь, возможно, навальнисты решили найти дополнительные аргументы в пользу Юнемана, как бы компенсируя ему первоначальный отказ в поддержке.

Отметим, что в округе 30 из всех остальных семи число недействительных бюллетеней минимально – меньше тысячи. Это косвенно можно считать подтверждением того, что тут москвичи не выбирали бойкотные действия, ведь у них был разнообразный выбор. Но в принципе строить обратный прогноз о возможном голосовании на основании голых цифр, конечно, нельзя. Без проведения опросов или даже фокус-групп невозможно достоверно утверждать, что испорченные бюллетени могли бы быть поданы преимущественно именно за оппозиционных кандидатов.

С другой стороны, конечно, нельзя исключать намеренного приведения бюллетеней в состояние недействительных чьими-то зловредными руками из состава участковых комиссий. И здесь, понятное дело, более вероятной выглядит такая ситуация, что в стопку ненужных перекладывались бюллетени с отметками именно за оппозиционеров. Впрочем, более важным, чем интерпретация разнообразных числовых показателей, представляется сам стержень спора внутри оппозиции вокруг выбора той или иной электоральной активности.

Сама эта дискуссия показывает, что несогласные подходят к рубежу, на котором они должны будут определиться со своей стратегической позицией. На известный вопрос «шашечки или ехать?» в оппозиции пока отвечают по-разному. Если оставить в стороне Каспарова, который давно проповедует подход «чем хуже, тем лучше», то Ходорковского можно отнести к сторонникам «шашечек». Предложенное им «голосование по совести», как представляется, – это продолжение его намерения объединить против российских властей все так называемые проевропейские силы.

Напомним, что Ходорковский призвал избирателей поддерживать только тех кандидатов, кто публично осудит силовое подавление акций протеста, задержания граждан и уголовное их преследование в рамках пресловутого «московского дела». Поэтому-то теперь экс-олигарх даже поблагодарил кандидатов от КПРФ, что они после превращения в депутатов Мосгордумы первым делом приняли заявление против политических репрессий. Ходорковский назвал его «важным и заслуживающим уважение». Видимо, он считает, что коммунисты уже на полпути к несистемной оппозиции. Навальный же, считая приоритетной именно «езду», особенно если она происходит под его руководством, постепенной эволюции ждать не собирается. С помощью «умного голосования» он, судя по всему, хочет вынудить власти ужесточить отношение к думским партиям, что, кстати, уже начинает происходить.