Основатель «Открытой России» (ОР) Михаил Ходорковский опубликовал в YouTube обращение. На этот раз к высокопоставленным чиновникам и губернаторам, депутатам, сенаторам и представителям лояльного бизнеса. Он заявил, что они становятся союзниками оппозиции, требующей, например, судебной реформы или честных выборов. Как считает экс-олигарх, у них теперь нет гарантий, что кого-то из них не посадят по надуманным обвинениям, но с разрешения власти.

Ходорковский сейчас использует возможности сетевых видеосервисов в политических целях. Хотя часто его обращения через тот же YouTube и выглядят несколько доморощенно, в них все-таки можно уловить попытки политэмигранта оказать воздействие на обитателей России.

В этот раз экс-олигарх записал обращение вовсе не к своим сторонникам в ОР и даже не ко всему российскому народу, а к вполне определенной его социальной группе. Ее можно было бы обозначить как «представители правящей элиты». Сам Ходорковский определил эту аудиторию как весьма обширную – министры и прочие чиновники, включая губернаторов, сенаторы и депутаты разного уровня, а также предприниматели, всегда бывшие лояльными власти, прежде всего президенту Владимиру Путину.

Теперь же, подчеркнул основатель ОР, лента новостей из России больше напоминает криминальную хронику – дескать, вот опять посадили очередного большого чиновника. Последним громким фактом Ходорковский назвал задержание одного из бывших полпредов президента, но не забыл он и об арестах крупных бизнесменов «из списка Forbes». «Преследовать и сажать стали больше и чаще», – заявил Ходорковский и в доказательство вывел на экран некую статистику. Однако он не согласен с теми, кто считает, что в России началась настоящая борьба с коррупцией, исключением в которой не являются «даже самые высокопоставленные казнокрады».

В это не надо верить, заметил экс-олигарх, напомнив, что и предприниматели из самого ближайшего окружения президента, и главы крупнейших госкорпораций чувствуют себя прекрасно. По мнению Ходорковского, расширение арестной повестки – это заменитель политики, которая в России исчезла прежде всего потому, что высшая власть подавляет здоровую конкуренцию в ходе тех же выборов. Он настаивает, что претенденты на посадку теперь определяются по простой схеме. У любого ареста есть выгодоприобретатель, заявил Ходорковский, а у того должен быть доступ или на самый верх, или к силовому ресурсу. После того как получается разрешение, производится изготовление формального компромата, который предъявляется обществу. Но на самом деле, считает экс-олигарх, идет борьба внутри власти, в которой имеют шанс проиграть все, кроме самых близких к Кремлю, потому что всех остальных можно обвинить в нелояльности самого широкого свойства.

Поэтому, пояснил Ходорковский, у оппозиции неожиданно появились новые союзники, которые теперь тоже на самом деле заинтересованы, скажем, в появлении реально независимого суда или тех же самых честных выборов на основе политической конкуренции. К ним основатель ОР как раз и относит высшие и средние слои чиновничьей бюрократии и бизнеса. Потому что, во-первых, резко снизилось количество реально неприкасаемых, а во-вторых, сильно ужесточилось возможное наказание – наиболее популярная ныне ст. 210 Уголовного кодекса «Создание преступного сообщества» вообще-то предполагает срок вплоть до пожизненного. При этом в действиях власти, по его мнению, нет «никакой логики или страховки» – и поэтому «каждый из нескольких тысяч министров, депутатов, сенаторов, губернаторов, бизнесменов из Forbes находится сейчас в зоне риска и может стать следующим».