В президентском Совете по правам человека (СПЧ) заявили, что уголовное преследование лидера псковского отделения «Яблока» Льва Шлосберга не выглядит обоснованным. Правозащитники усматривают политический мотив в том, что предвыборную борьбу квалифицируют как воспрепятствование избирательным правам граждан. 

Комиссия СПЧ по избирательному праву подготовила заключение, где говорится об отсутствии оснований для уголовного преследования главы псковского «Яблока» и его соратников. Им инкриминируют статью 141 Уголовного кодекса (УК) – «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий». 

В случае действия группы лиц наказание им может дойти от штрафа в 100 тыс. – 300 тыс. руб. до лишения свободы в пределах пяти лет.

Самая первая версия появления этого дела состоит в том, что сработал политический заказ с целью вынести приговор Шлосбергу и потом лишить его мандата депутата областного Заксобрания. Глава комиссии СПЧ Илья Шаблинский пояснил «НГ», что уголовное дело возбуждено по фактам призывов местных яблочников к избирателям на прошлогодних выборах псковского губернатора портить бюллетени, голосуя сразу за всех кандидатов. Эта кампания по бойкоту была развернута после отказа Шлосбергу в регистрации из-за неудачной попытки пройти муниципальный фильтр.

На прошлой неделе сотрудники Следственного комитета (СК) изъяли несколько сотен таких бюллетеней в качестве вещдоков. Шаблинского возмутило, что в иных случаях, когда кандидаты требуют от СК изъять бюллетени, указывая на очевидные подтасовки, реакции от силовиков обычно не бывает. Он напомнил, что Шлосберга уже лишали мандата в 2015 году, обвинив в нарушении закона о статусе депутата.

В своем заключении члены СПЧ настаивают, что призыв «Яблока» никак не мог отразиться на деятельности избирательных комиссий. Они отмечают, что агитация за такой прием – сделать бюллетень недействительным – уже неоднократно использовалась в ходе множества избирательных кампаний различного уровня. В том числе во время выборов губернатора Владимирской области и мэра Москвы. И правоохранители на нее еще ни разу таким образом не реагировали. «Призыв, содержащийся в листовке, не затрагивал и не нарушал тайну голосования. Никогда данная форма агитации не рассматривалась в качестве основания для возбуждения уголовного дела – в силу очевидного несоответствия данных действий признакам состава преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ», – говорится в тексте заключения.

Также в этом документе указывается, что у избирателей, кандидатов и партий есть право выражать разные позиции, в том числе и ту, которую озвучили яблочники. Причем независимо от того, есть ли в бюллетене графа «против всех» или нет. «Иное означало бы умаление прав граждан на выражение своей воли в отношении предложенных им кандидатур в ходе избирательной кампании», – полагают правозащитники.

При этом Шаблинский допустил, что этот случай можно расценивать и как прецедент, некое обкатывание новой методики усмирения бойкотных политтехнологий – естественно, в преддверии будущих федеральных выборов. «Если приговор будет вынесен, а это вполне вероятно, то данный опыт можно будет использовать и в дальнейшем. И тем самым лишить критиков власти права на использование одного из допустимых агитационных приемов», – сказал Шаблинский.

Еще один член СПЧ, председатель Московского бюро по правам человека Александр Брод предложил прежде всяких заключений направить запросы по «псковскому делу» в Генпрокуратуру и СК. По его мнению, в данном случае «силовики, очевидно, перестарались, и федеральное руководство должно их «поправить» – за чистоту выборов так не борются». «Я не во всем могу согласиться с риторикой Шлосберга, но, безусловно, это один из самых ярких региональных политиков и публицистов, которого знает либерально настроенная общественность в Москве и других регионах», – отметил Брод.

Электоральный юрист Сергей Савченко подтвердил, что оснований для возбуждения уголовного дела действительно нет: «Правоохранительные органы должны были среагировать лишь в том случае, если бы присутствовало насилие или другие прямые попытки помешать гражданам проголосовать. Но яблочники, напротив, агитировали получить бюллетень и воспользоваться своим правом на волеизъявление. А в наших законах пока еще нет ответственности за порчу бюллетеней и уж тем более за призывы к этому».

Член политкомитета «Яблока» Сергей Митрохин уверен, что все обвинения «притянуты за уши». По его словам, с одной стороны, со Шлосбергом пытаются свести счеты как с оппозиционером, а с другой, убежден Митрохин, этот случай имеет репрессивно-показательный характер. Митрохин полагает, что в ситуации роста протестных настроений власти решили действовать по жесткому принципу «один сядет – тысячи замолчат».