В ближайшее время Хабаровский край присоединится к списку тех субъектов РФ, где «Единая Россия» меняет избирательную систему в угоду текущему политическому моменту. Тренд сейчас в том, чтобы максимально увеличить число депутатов-одномандатников, сократив количество мест для списочников. Низкий рейтинг партии власти уже порождает первые электоральные катастрофы, когда кандидаты ЕР получают реальный ноль голосов.

Законодательная дума Хабаровского края открыла дорогу к исправлению избирательного закона. Только что приняты поправки к региональному уставу, которые меняют в смешанной системе соотношение депутатов, ранее поровну избиравшихся по партспискам и одномандатным округам. Теперь же первых будет только 12, а последних – 24.

В принципе хабаровская ЕР, приняв пропорцию две трети на одну треть, вовсе не показала какого-то рекорда. Например, только что принятые аналогичные поправки в Республике Алтай еще жестче – 11 списочников на 30 одномандатников. То есть в этом случае достигнут максимальный предел, разрешенный законом, – 25% против 75%.

Напомним, что кроме двух уже названных субъектов РФ новые правила отныне действуют в Тульской области и Республике Марий Эл, а разработка подобных ведется, например, в Волгоградской области. Ну а далее скорее всего это будет уже везде. Как известно, 8 сентября 2019 года заксобрания будут переизбираться в 13 регионах. Практически во всех из них до сих пор действовала равномерно смешанная избирательная система. Чисто мажоритарные выборы предусмотрены только для Мосгордумы, а полностью пропорциональные – для парламентов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Хабаровские единороссы, конечно, еще, видимо, будут вынуждены принимать технические поправки в избирательные правила. Например, нужно будет отразить такую норму из устава, которая предполагает отмену общерегиональной части партсписка. Теоретически это удар по губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу, который мог бы возглавить список ЛДПР на предстоящих выборах. Правда, он уже заранее объявил о том, что участвовать в них лично не будет, а вместо этого поможет народу избрать достойных депутатов. И складывается впечатление, что партия власти в этом регионе ведет себя все-таки как-то не совсем адекватно сложившейся ситуации.

Впрочем, сейчас единороссам на самом деле достаточно трудно быть адекватными, потому что ситуация теперь меняется необыкновенно быстро. Например, все последнее время ЕР более или менее успешно выступала на различных мелких выборах, которые почти каждое воскресенье случались на просторах России. Речь идет прежде всего об избрании глав поселений и депутатов сельских советов.

Вот и в прошедшие выходные в Иркутской области все внимание было приковано в борьбе за место мэра Черемховского района. Там ожидаемо победили коммунисты. Но одновременно в регионе шли и другие мелкие кампании. В ходе одной из них партию власти постигла настоящая электоральная катастрофа: в поселке с численностью избирателей в 1,5 тыс. человек ее кандидат получил реальный ноль голосов. Как это вышло, непонятно, ведь это означает, что и сам единоросс за себя голосовать не захотел.

Рейтинг ЕР действительно остается на низком уровне – 33–34% – и особых признаков роста не обнаруживает. Неудивительно, что руководство партии, по слухам, требует внимания актива именно к одномандатным округам. Причем как в ходе нынешних и предстоящих региональных выборов, так и с прицелом на думскую кампанию 2021 года. А это делает все более вероятным прогноз, что и федеральная избирательная система все-таки будет меняться по направлению к «неравномерно смешанной», а может быть, и полностью мажоритарной.