Основатель «Открытой России» (ОР) Михаил Ходорковский уточнил отдельные тезисы своего программного доклада на конференции «Россия вместо Путина». Он подтвердил, что выступает за сильное государство и приоритет крупного бизнеса, даже несмотря на критику – мол, то же самое делает и нынешняя власть. Ходорковский признал, что и будущее правительство из рядов оппозиции вовсе не собирается сразу же устанавливать в стране полную демократию.

Напомним, что конференция «Россия вместо Путина» прошла неделю назад в Праге и официально называлась международной, хотя на ней в основном высказывались представители либеральной российской оппозиции.

Ходорковский же свою речь заранее квалифицировал как провокационную – и уже, как выяснилось, добился соответствующей реакции.

Государственные СМИ в РФ, например, отозвались на тезисы экс-олигарха рядом расследований из времен «кровавых 90-х», но и демократическая общественность Ходорковского немного не поняла. В частности, его заявлений на тот счет, что, в общем-то, нынешняя власть проводит социально-экономический курс в верном направлении, но просто не способна вести его в интересах всех россиян и страны в целом.

Поэтому Ходорковский в специально записанном видео вынужден был дать дополнительные разъяснения. Скажем, о том, почему он тоже выступает за сильное государство, о чем постоянно говорит как раз президент Владимир Путин. Оппозиционер, в свою очередь, уверен, что сейчас в России государство как раз слабое. Потому что в нем, например, не развита должным образом социальная сфера и отсутствует правовой порядок. Или, допустим, только у слабого государства отсутствуют в мире верные союзники. В общем, заявил Ходорковский, по Путину, сильное государство – это когда власть делает что захочет, но ей никто не может перечить. Это средневековье – и в России будущего такого не будет, потому что в таком состоянии не выдержать международной конкуренции.

Защитил Ходорковский и свой тезис о необходимости развивать прежде всего крупный бизнес. И опять он провел свое отличие от власти по той грани, которая отделяет олигархию от конкурентной по своему устройству экономики. По его словам, только крупные компании способны дать людям современные и доступные продукты.

Отдельно Ходорковский остановился на ответе на тот вопрос, почему же он ничего не сказал о будущих гарантиях свободе слова, собраний, совести и т.д. По его мнению, в ХХI веке это вещи само собой разумеющиеся. Впрочем, как выяснилось, после гипотетической победы оппозиции все имеющиеся с этим проблемы вовсе не будут решаться в первую очередь. «Сумеем добиться регулярной сменяемости власти, сумеем добиться перераспределения полномочий от президента к парламенту и правительству, а от них – к местному самоуправлению, сумеем построить независимую судебную систему, федерализовать по-настоящему страну, тогда и станут соблюдаться права граждан», – заявил Ходорковский.

И поскольку, по его словам, «Путин уйдет, оставив нам страну, отставшую от соседей на десятилетия, то у нас не будет много времени на раскачку, и общество должно сейчас договориться, чего оно хочет».