Предел бесполезности

Что сказать, верить этому или нет, дело каждого – но антирейтинг Госдумы РФ упал ниже некуда. В 2011 году Дума и депутаты были бесполезны по мнении 28 % россиян, в 2013-м так считали уже 35%, в 2016-м – 42%, в прошедшем 2017-м – 48%, а уже в этом, едва начавшемся, бесполезной Думу считают больше половины жителей страны – 54%, причем, некоторые из опрошенных называли ее «сборищем высокооплачиваемых клоунов».

Видимо, глядя на эту печальную статистику, а, может, просто основываясь по реальным делам (или безделью) кандидат в президенты России от ЛДПР Владимир Жириновский в своей предвыборной программе предложил сократить число депутатов Госдумы с нынешних 446 народных избранников до 200. 

А ведь об этом можно было подумать и раньше. К примеру, опрос «Левада-центра» в октябре 2016-го, спустя неделю после выборов в думу, показал еще более жесткую статистику - доверие к данному органу власти у россиян за последний год упал с 40 до 22%.

По мнению замдиректора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, уже тогда показатели доверия начали возвращаться к тем, что были «до Крыма»: «Люди в ситуации осажденной крепости готовы какое-то время поддерживать происходящее, но потом ограничения, в которых они оказались, начинают сказываться на отношении к системе власти в целом».

Политолог Константин Костин считает, что доверие к правительству падает не первый год, а вот показатели Госдумы кажутся ему подозрительными:

«Отнести их к новой Думе нельзя, поскольку оценить их работу еще никто не успел. Что такого могла сделать Дума шестого созыва за последний год, чтобы к ней так снизилось доверие? Даже резонансные законопроекты и эффект «бешеного принтера» не могли бы так повлиять», — говорит политолог.

Однако, здесь, пожалуй, можно говорить даже не о доверии или недоверии к конкретным депутатам или очередному думскому созыву – а к институтам власти в целом, и к Госдуме в частности.

Политолог Александр Кынев полагает, что падение рейтингов государственных и общественных институтов связано с общей экономической ситуацией в стране: «Экономическая ситуация довольно сложная, господствуют пессимистические настроения. Держится только символический рейтинг президента, потому что образ высшего должностного лица носит сакральный характер и воспринимается частью населения как отношение к стране».

По его мнению, правительство, в отличие от президента, всегда было подвержено критике, а парламент никогда не имел высоких рейтингов, что стало и одной из причин низкой явки на осенних выборах 2016 года. При этом политолог допускает, что негативные характеристики в дальнейшем скажутся и на рейтинге президента.

Между тем растет число тех, кто думает, что кризис будет долгим: 25% опрошенных считают, что кризис будет очень продолжительным, а большинство — 32% респондентов — вообще не дает никаких прогнозов, похоже, окончательно потеряв надежду в то, что власть способна исправить ситуацию.

Если только с помощью липовых отчетов. Например, по данным Росстата, число бедных у нас сокращается, а, к примеру, сотрудник Института социально-политических исследований РАН, автор книги «Бедность как образ жизни современной России» Игорь Богданов полагает, что данные Росстата далеки от действительности, поскольку федеральная служба использует методики подсчета, не соответствующие международным стандартам.

Он также отмечает, что реальное количество россиян, живущих за чертой бедности, составляет порядка 40 миллионов человек вместо 20 миллионов официально признанных. По мнению эксперта, прогнозы неутешительны: количество бедных в стране будет лишь увеличиваться. Поэтому падение доверия в первую очередь к народным избранникам само по себе логично.

Как живется тем, кто влияет на нашу жизнь

Испокон веков народ интересовался доходами слоёв общества, стоящих у власти. Ранее царская казна была скрыта от глаз простых людей, но сейчас у нас есть возможность разобраться, каков же заработок депутатов Государственной думы – органа законодательной власти Российской Федерации, который состоит из 446 народных избранников. 

Регламентированная законодательством зарплата депутата в 2017-м составляла 360 тысяч рублей. Но с учетом различных надбавок и премий (за что только?) – это, как минимум, 400 тысяч. Иной предприниматель позавидует такому доходу.

А еще у народного избранника, словно у футболиста или тренера, с которым клуб досрочно расторгает контракт, есть возможность подзаработать в случае, если по конкретному депутату назначаются перевыборы (когда тот отказывается от мандата или его депутатского статуса лишают). Выбывающему депутату бюджет платит «отступные» - не известно сколько, но едва ли это мелочь на трамвай.

Всего же, как говорит статистика, государство тратит на содержание думского корпуса порядка 8 миллиардов рублей в год. И, несмотря на то, что зарплата депутатов повышалась до 2015-го (2013-й – 165 тысяч в месяц чистого оклада, 2014-й – 254 тысячи, 2015-й – 420 тысяч), а потом пошла на уменьшение (2016-й – 383 тысячи, 2017-й – 360 тысяч), сами «слуги народа» двумя руками за то, чтобы их с зарплатами не обижали. Ведь, по их мнению, они принимают законы, влияющие на судьбу страны – а это трудно делать на «голодный желудок».

Правда, и сейчас, несмотря на тенденцию понижения окладов, хуже депутаты жить не стали – раньше дети мечтали стать космонавтами, а теперь депутатами. И не потому, что за державу обидно – а потому, что депутату жить на Руси хорошо.

Ведь помимо очень немаленькой даже по столичным меркам зарплаты, народные избранники, заседающие в Госдуме, живут фактически на полном «пансионе». Здесь и оплачиваемое из чужого (бюджетного) кармана комфортабельное жилье в Москве (из которого по окончании депутатского срока еще не все хотят выселяться и приходится делать это через суд), бесплатный проезд практически на любом виде транспорта (на земле, под землей, над землей и по воде), служебное авто, компенсация расходов на мобильную связь, бесплатное страхование жизни и здоровья, отдых в санаториях, отпуск 42 дня, дипломатический паспорт и т.д. и т.п.

Ну, и напоследок – безбедная старость в будущем. То есть, внушительные надбавки к будущей пенсии. Сейчас, правда, слышны разговоры о сокращении «пансиона» - но пока лишь разговоры, и пока лишь слышны. Отдаленно.

Когда «слуги народа» богаче… всего народа

В общем, живут депутаты себе в радость. Чего не скажешь о простом жителе страны, средняя зарплата которого в прошлом году составила около 38 тысяч рублей? То есть, разница в зарплате между слугой народа и народом, как минимум, десятикратная.

Кстати, разница зарплат среднего американца и американского депутата – всего лишь троекратная. В Германии депутат получает больше обычного немца всего в два раза. Правда, будем честными – такая небольшая разница не потому, что их депутаты слишком скромны. Все проще – средний американец и обычный немец живут намного богаче простого россиянина.

А у нас между доходом депутата и доходом простого жителя страны – настоящая пропасть. И все это при том, что законотворческая деятельность Государственной думы неоднократно подвергалась критике со стороны журналистов и населения. Чего только стоит предложенный Владимиром Жириновским закон о запрете употребления иностранных слов и замене их на отечественные аналоги. Волну критики вызвал проект, запрещающий жителям Российской Федерации хранить иностранную валюту, а также закон о пересмотре ГОСТов на изготовление обуви.

Данный список можно продолжать до бесконечности. И глядя на такую «бурную деятельность», хочешь не хочешь, задашься вопросом, а не завышена ли зарплата государственных деятелей? И не много ли тратит бюджет, выплачивая примерно 1,5 миллиона рублей в месяц на обслуживание одного депутата и его команды – ведь народному избраннику еще и помощники полагаются, не бесплатные - в зависимости от ранга, уровня и личного положения, у «законотворца» имеется возможность набирать себе до 30(!) помощников, у депутата существует даже соответствующий фонд выплат. Для этого государство выделяет сумму в 165 000 рублей на одно депутатское лицо в месяц.

Затянувшийся в стране кризис заставляет многих затягивать пояса – в том числе, и само государство, поэтому основной задачей правительства сегодня является уменьшение расходов государственного бюджета. Однако вне зависимости от состояния экономики власти не должны забывать о социальных обязательствах перед собственным народом, поэтому вопрос об увеличении заработных плат бюджетников сегодня волнует многих. Как ни странно, волнуют и депутатов собственные зарплаты, потому что одна народная мудрость гласит о том, что начало рыбы находится в голове, следовательно, если депутаты увеличат свой доход, то и про остальной народ они точно забыть не смогут. Но это только мечты и надежды – по большей части насбыточные.

Депутаты Государственной думы, которые являются той властью, которая вопросами своего дохода занимается самостоятельно, в 2016 году не пожалели для себя сразу нескольких миллиардов рублей, которые были вытянуты из бюджета даже в условиях кризиса и ожидаемого дефицита финансовых средств. Много ли надбавок и прибавок получили разные социально незащищенные слои населения за этот же период?

При этом не надо забывать, что в депутаты пробиваются далеко не всегда рабочие и крестьяне. Многие народные избранники – это выходцы из семейного бизнеса, которым теперь визуально занимаются жены, дети и доверенные лица. Соответственно, даже такие в сотни тысяч рублей в месяц депутатские оклады для них «постольку поскольку», а депутатское кресло помогает принимать законы не только для всей страны, но и для личного «заводика, газеты и пароходика».

Поэтому, даже среди в целом не бедных членов Госдумы есть по настоящему богатые граждане. Ну, или, скорее, господа. Например, доход самого богатого депутата Госдумы за 2016 год Андрея Палкина – 678,5 миллионов рублей.

Хотя, ходят разговоры о его доходе в полтора миллиарда рублей и наличие в собственности 59 квартир и более сотни автомобилей.

«Серебро» у коммуниста Александра Некрасова, который благодаря супруге-бизнесвумен заработал 650,9 миллионов в год. «Бронза» у «единоросса» Николая Борцова – 604,7 миллионов.

В первой десятке думских богачей по итогам 2016 года так же оказались еще семь представители «правящей» партии: Григорий Аникеев (527,6 млн.), Леонид Симановский (377,1 млн. личный доход, 407,9 млн. – семейный), Антон Жарков (381,1 млн., заработанный всеми членами семьи), Леонид Резник (323,4 млн.), Дмитрий Саблин (179,7 млн. заработал сам, 307,4 млн. – семьей), Айрат Хайруллин (280,4 млн.) и Андрей Скоч (273,1 млн.).

И ведь помимо денег у каждого из думских богачей длинный список квартир, домов, земельных участков, транспортных единиц и прочих необходимых в жизни движимо-недвижимых «безделушек», перечисление которых займет не одну страницу.

Говорят, сытый голодного не поймет. «Как при таких деньгах депутаты могут понять нужды народа? Чтобы понять жизнь просто человека, нужно находиться в его положении, а не сидеть на мешках с деньгами». Это пишут те самые «голодные» простые граждане страны в соцсетях.

И подобных комментариев сотни, тысячи. И в них нет банальной зависти к чужим деньгам. Большинство из пользователей просто задаются вопросом – получая такие деньги, что лично ты сделал для людей, для страны? Что сделала в целом такая структура, как Государственная дума?

И на этот вопрос отвечают сами люди. Те самые 54% опрошенных, которые считают Госдуму РФ бесполезным и весьма дорогостоящим «кружком по интересам для очень избранных».

И если уж государству так необходим орган власти под названием Государственная дума – пускай будет. Но если ее нельзя заставить или научить работать, пусть будет, как предложил Владимир Вольфович – сократить нахлебников до тех самых двухсот человек, то есть, больше, чем наполовину.

А ведь это, особенно в условиях кризиса и нехватки средств, весьма заметная экономия – даже по самым грубым подсчетам до 4 млрд. руб. в год, 20 млрд. за пятилетку. С такими деньгами можно провести в жизнь какой-нибудь нужный социальный проект – например, оказать реальную помощь многодетным семьям, большая часть которых живет или за чертой бедности или очень близко к ней.

Представляете – несколько сотен болтунов, которые бесятся с жира, заседая там – в Госдуме, покинув ее, дадут возможность выжить тысячам семей, у которых «семеро по лавкам». За такой шаг власть можно даже слегка и зауважать. Да только сделает ли она этот шаг? А если сделает – пойдут ли высвободившиеся средства на благие цели или им найдут применение в «узком кругу», далеком от народа?