Совет законодателей РФ 24 апреля рассмотрел отчет о состоянии и основных направлениях совершенствования российского законодательства в сфере государственной региональной политики. 

В документе, проект которого был предоставлен в распоряжении «Известий», говорится о необходимости пересмотра существующей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом существующих экономических реалий. В частности, предлагается создание единой системы рейтингования губернаторов, в которой должен быть соблюден баланс показателей экономического и социального развития субъекта.

Существующая схема оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти всех уровней «непрозрачна, порой недоступна и непонятна для граждан», говорится в отчете. Для решения этой проблемы, по мнению авторов, необходимо определить конкретные показатели социально-экономического развития регионов и установить меры ответственности за их недостижение в отношении органов исполнительной власти и должностных лиц субъектов РФ. Предполагается, что для повышения прозрачности и открытости подведения итогов оценки их результаты можно размещать на официальном сайте Минэкономразвития России и в государственной автоматизированной системе «Управление».

Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству Дмитрий Азаров рассчитывает, что это предложение будет реализовано и жители смогут из открытых источников узнавать, как исполняются главами субъектов РФ ключевые задачи по развитию регионов. По его словам, сегодня этот вопрос до конца не урегулирован законодательством.

— Есть официальные показатели эффективности социально-экономического развития региона: от демографии до привлечения инвестиций в основной капитал, по которым можно делать выводы избирателям об эффективной деятельности той или иной управленческой команды. Мы считаем, что это должно быть правилом для всех субъектов РФ и высших должностных лиц регионов, — пояснил сенатор, отметив, что публичное представление результатов деятельности региональных властей поможет созданию единой антикоррупционной системы в стране.

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отметил, что общий рейтинг повышает риски при оценке ситуации в регионах.

— На мой взгляд, наиболее оптимальная система — много рейтинговых продуктов по разным критериям: от оценки общей эффективности до оценки состояния образования или здравоохранения в регионе. При этом единый центр комплексной оценки этих рейтингов должен находиться в администрации президента, возможно, в правительстве, где из этих продуктов должна создаваться комплексная картина, — сказал он.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что при составлении различных рейтингов авторам необходимо учитывать различия в стартовых возможностях регионов. Кроме того, по мнению эксперта, ключевых критериев для оценки деятельности властей и высших должностных лиц регионов не должно быть больше 3–5.

— Вообще рейтинги хороши скорее для популяризации происходящего в регионах, чем для отделения добра от зла, критерии которого неодинаковы. В предложенном виде еще предстоит доказать, что для авторов важна уникальность и самоценность происходящего в регионах, а не настрой всех со всеми посравнивать, превратить статистические данные в турнирную таблицу с зоной выбывания и плей-офф, — заключил он.

В отчете о состоянии и основных направлениях совершенствования законодательства в сфере государственной региональной политики, подготовленном Советом Федерации совместно с Госдумой, также сформулированы конкретные предложения по законодательному обеспечению совершенствования региональной политики, которые должны стать составной частью плана работы законодателей всех уровней. Как ранее заявляла спикер СФ Валентина Матвиенко, документ должен быть представлен в Совет безопасности до 30 апреля.