Михаил Ходорковский опубликовал проект программы движения «Открытая Россия» (ОР), учредительный съезд которого должен пройти 12–13 ноября в Хельсинки. Впервые экс-глава ЮКОСа решился на оглашение более или менее конкретных шагов, подкрепленных помимо прочего ссылками на историю страны. Впрочем, в декларации о политических намерениях обнаружилась изрядная доля популизма.

Бороться с режимом политэмигрант вроде бы не собирается – тот, мол, разрушит себя сам. Вместо этого ОР сосредоточится на текущей и предполагаемой «постпутинской» повестках.

Соответственно важнейшим пунктом программы становится подготовка к возможному «исчезновению режима». В нее входит создание «команды перемен», которая покажет людям, что «их жизнь может быть гораздо лучше». Будет разработан «подробный план грядущих изменений». Общественникам окажут помощь в защите их интересов в противостоянии с чиновниками и госмонополиями. Политики получат поддержку для участия в выборах любого уровня. На потенциальные акции гражданского неповиновения будет высылаться подкрепление.

«Постпутинская» повестка предполагает осуществление ряда мер, «когда действующий президент уйдет, а его «преемник» не справится с доставшимся в наследство кризисом». Сразу после этого, по мысли Ходорковского, «власть будет передана коалиции общественно-значимых сил, которая сформирует правительство переходного периода». Оно за два года проведет необходимые экономические и политические реформы, выведет страну из кризиса, «обеспечит спокойный переход от авторитаризма к демократическому государству и не даст авторитаризму возродиться».

Всего планируется семь реформ. Первая – конституционная: организация сменяемости власти на всех уровнях и переход к президентско-парламентской форме правления. Правительство ставится под контроль парламента. Вторая – регионального управления: местная власть получает максимум полномочий. Третья – судебная: судам обещают независимость и максимальное участие присяжных. Четвертая – политической системы: гарантируются всевозможные свободы и честные выборы. Пятая реформа – экономическая: демонополизация и переход бывших монополий под контроль общественных советов. Природную ренту планируется перевести на пенсионные и страховые счета граждан. Шестая – правоохранительная: силовикам обещают отмену палочной системы. И наконец, седьмая – СМИ, которых ждет то же, что и монополии, то есть переход под контроль общественных советов. Суды, силовики и госкомпании столкнутся с «нулевой терпимостью к коррупции».

В итоге получается нечто вроде максимально популистской декларации о намерениях. Читается это в первую очередь в том, что план не подтвержден фактурой и конкретными шагами, он полон размытых формулировок. Например, как «команда перемен» покажет россиянам, что «их жизнь может быть гораздо лучше»? Личным примером? Или каким образом планируется помочь общественникам бороться с чиновниками? 

Весь первый этап построен на неоспариваемой предпосылке, что режим падет. А если не падет? Второй этап начинается с утверждения, что «преемник» не справится с кризисом, и власть достанется коалиции общественно-значимых сил. А кто ее им отдаст?

Впрочем, пока это лишь проект для обсуждения, возможно, реальная конкретика появится после учредительного съезда ОР. Но уже сейчас можно говорить, что у Ходорковского, похоже, серьезные политические намерения, не ограничивающиеся простыми заявлениями. Об этом косвенным образом свидетельствует публикация политического доклада к учредительной конференции. Само появление этой работы под названием «Россия – пять шагов в будущее» напоминает о временах философских, идеологических и исторических споров, предварявших революционные события в России начала XX века.

Это не очень объемный труд (22 страницы), главной целью которого, судя по всему, является создание научно обоснованной концепции в качестве фундамента необходимых реформ. Хотя на самом деле науки в работе мало – это скорее некий эмоциональный манифест, полный оборотов вроде «разверзшаяся историческая воронка» и утверждений типа «большевизм – это несостоявшееся Новое время России». Надо полагать, что задача перед разработчиками манифеста ставилась такая: обосновать, что за всю историю страны не было ни одного «провального» периода, общество всегда двигалось по пути модернизации, но были и откаты назад, как тот, что происходит сейчас, и потому необходимо дождаться его окончания и предпринять пять шагов навстречу будущему.

Эти шаги, кстати, почти в точности повторяют семь реформ Ходорковского. Только охват у них чуть шире: в набор необходимых мер включены «Культурная революция» (раскрепощение творческих сил всего русского народа и других народов России) и «Реинтеграция в глобальный мир» (прекращение всех военных конфликтов).

Учитывая подобную неопределенность, можно вернуться к предыдущим вопросам. Как ОР будет решать поставленные задачи и когда? Откуда вообще уверенность, что проблемы придется решать именно им? Координатор ОР по Новосибирску Егор Савин, например, сказал следующее: «Когда время власти кончится, то она просто куда-то исчезнет и неизвестно куда, и придут люди, которые будут знать, что делать. Наша задача, чтобы эти люди были в России. Как в 1991 году: «бабки» кончились, коммунисты разбежались».

Другие источники в ОР говорят, что организация будет решать проблемы по мере поступления, а задачу на ближайшие 10 лет видит в образовании людей, создании новой элиты, готовой взять на себя управление страной. Реальная же работа пока возможна по четырем направлениям – юридическому, правозащитному, финансовому и информационному. Савин сформулировал направления немного иначе: гражданские проекты, выборы и правозащита. По его информации, каждый член организации будет вести какой-то свой проект.

Координатор проекта «Открытые выборы» Тимур Валеев рассказал, что программу разрабатывал конкретный институт по заказу ОР. По его словам, организация просто готовится к самому худшему сценарию. Что касается реальной работы, то сегодня ОР принимает заявки на поддержку региональных проектов: «В каждом регионе свои проблемы, и если мы считаем, что проект поможет людям, то будем поддерживать. У нас есть возможность привлекать консультантов и экспертов, которые могут помочь осуществить те или иные цели». По стране создается сеть приемных, в состав которых войдут юристы-правозащитники, региональные координаторы и эксперты по разным направлениям.

Соответственно возникает другой вопрос, а кто позволит проекту развиться и наладить диалог с обществом? Возможно, упор на том, что в открытую конфронтацию с властями никто вступать не собирается, сделан специально, чтобы на ОР не давили? Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский полагает, что это действительно некий тактический ход Ходорковского, который по каким-то причинам не хочет жестко противопоставлять себя российской власти.

А потому, продолжает эксперт, заявления о постпутинских реформах формальны: «В реальности, видимо, есть желание развернуть более активную деятельность в стране, и, чтобы этого добиться, ставится задача избегать жесткой конфронтации с властями». Отсюда и стремление политэмигранта занять нишу общественной и просветительской организации, хоть и антирежимной. Впрочем, такая тактика может и не сработать, ведь «Ходорковский и его организация воспринимаются как антисистемные силы».