Повышающаяся активность горожан и политический кризис открывают новые возможности для политконсультантов, которые готовы работать как с общественностью, так и с бизнесом.

"Марш в защиту Петербурга", который прошел в городе 18 марта, собрал, по оценкам наблюдателей, 5-7 тыс. человек (полиция заявила о 2 тыс. участников, организаторы — о 10 тыс.). Митинг стал одним из самых массовых из тех, что проходили в городе в последнее время. Несмотря на градозащитный оттенок в названии акции протеста, речь шла о гораздо более широких вещах. Участники выступали в защиту Исаакиевского собора, Публичной библиотеки, Пулковской обсерватории, Европейского университета.

"Главный градозащитный конфликт — Исаакий — не имеет "девелоперской составляющей", но явно пробует на прочность правовые решения власти", — считает Дмитрий Карпушин, председатель комиссии по строительству Санкт-Петербургского отделения организации "Опора России".

На фоне такой активности горожан работы может прибавиться у политтехнологов. Основной объем услуг в Петербурге, по словам специалистов, оказывают частные консультанты, хотя и устойчивые, но неформализованные команды. "В этом есть потенциал. В городе политический кризис, что автоматически означает возможности для всех участников, а значит, есть смысл привлекать политтехнологов. Но делают это все те же единичные игроки. Остальные выжидают или просто не видят, что можно сделать к своей пользе", — убежден господин Карпушин.

Нет нужды

Представители общественных движений пока не уверены в необходимости сотрудничества с политтехнологами. В частности, по словам координатора НОД "Живой город" Дмитрия Литвинова, за последнее десятилетие в градозащитной среде появилось достаточное число опытных активистов, которые умеют и самостоятельно организовывать публичные акции, и хорошо представляют себе принципы функционирования городских структур, ответственных за градостроительную политику. Дефицитом являются прежде всего не пиарщики, а грамотные юристы, способные вести судебные дела, связанные с градостроительным законодательством. 

"Градозащитные движения в своих акциях к подобным услугам не прибегают. Это скорее прерогатива противоположной стороны, то есть строительных компаний. Предложений со стороны агентств также обычно не поступает, поскольку градозащитные организации в подавляющем большинстве случаев работают на добровольной основе, за счет энтузиазма участников, и никакими финансовыми средствами не располагают. Потребностей в этом, мне кажется, тоже нет", — рассуждает Дмитрий Литвинов.

Руководитель филиала фонда "Городские проекты" в Санкт-Петербурге Ксения Чапкевич говорит, что большинство политтехнологов и консультантов предлагают манипулировать людьми. "Для нас это неприемлемо. Информационный след, который мы все оставляем в социальных сетях, облачных хранилищах или на кассах супермаркетов, расплачиваясь карточкой, с каждым днем уменьшает шансы тех, кто выбрал этот путь, на успех. Уже давно стерта граница между личным и публичным. Вам может это не нравиться, но это так. Я уверена, что мы будем на шаг впереди всех консультантов, если останемся искренними и человечными. В "Городских проектах" мы следуем принципам трех "П", которые сформулировала глава российского отделения Transparency International Елена Памфилова: будьте прозрачными, подотчетными и порядочными. Иначе вы не выживете в эпоху транспарентности", — рассказывает она.

Господин Карпушин уверен, что при организации в Петербурге митингов и акций протеста политтехнологии все же используются. "Это политтехнологии не самого высокого уровня, ими может овладеть и депутат, прошедший несколько выборов. Если поставить в параллель протестным митингам промоакции у торговых комплексов, сразу становится понятно, что есть и технологии, и бюджет, потому что "просто так" люди не собираются — они всегда приходят, привлеченные чем-либо, а значит, кем-либо", — убежден он.

Выборов не хватает

Рынок политтехнологий в России главным образом связан с выборами. После выборов или между ними пользоваться услугами политтехнологов принято мало. Вместе с тем во всем мире консультации такого рода актуальны круглый год и по многим вопросам. Введение в стране единого дня выбора еще больше сократило рынок. "Гонорары на выборах высоки, но жить на них год от сентября до сентября неудобно. А привычки пользоваться специалистами между выборами так и не сформировалось даже у профессиональных петербургских политиков", — размышляет господин Карпушин.

Президент коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг" Евгений Минченко в одной из своих колонок, говоря о новых рынках для политтехнологов, назвал таковым создание практики проведения муниципальных и региональных референдумов по наиболее важным для избирателей вопросам. "Эта идея, которая активно продвигалась мною в последние несколько лет, была высказана и избранным президентом Владимиром Путиным в одной из его предвыборных статей. И для общества, и для консультантов важно, чтобы это не осталось абстрактным обещанием", — написал он.

Еще одна сторона, которой политтехнологи предлагают свои услуги, — бизнес. Однако, как говорят представители отрасли, бизнес по-прежнему стоит на позиции, распространенной в 1990-е, когда было принято гордиться тем, что находишься "вне политики". "Политические инструменты все чаще могли бы быть полезны бизнесу, он просто не понимает, чего с их помощью можно добиться, не знает, чего хотеть от политтехнологий и какие они вообще бывают. Можно сказать, в этом месте у бизнес-менеджеров пробел в подготовке: кроме черного пиара и коррупции, других смыслов за словом "политтехнологии" бизнес не видит", — говорит один из политтехнологов, попросивший не называть его имя.

По его словам, часто бизнес пытается применить к политтехнологиям логику бизнес-планирования, которая в данном случае не работает. И при измерении, к примеру, рисков в бизнес-формате результаты получаются неприемлемыми. Риски в политике другие — они отличаются по содержанию от бизнес-рисков, и оценивать их надо иначе.

"Например, политика требует много времени на общение. Первые лица это время тратить не хотят. Тогда нужен GR-директор, который по статусу должен быть не "аксессуаром", а полноценным представителем. Для полноценной работы GR-специалисту нужны в качестве партнеров полноценные политики, то есть люди, оперирующие не только категориями интересов, но и категориями ценностей, иначе влияние таких политиков несущественно или вообще отсутствует. Но политики, оперирующие ценностями, представлены только в оппозиционном спектре, и сотрудничать с ними бизнес по понятным причинам не решается. И потому что не хочет ссориться с властью, и потому что популярность таких политиков построена на критике. Они просто не предлагают ничего, во что мог бы "встроиться" бизнес. Конструктивных, создающих политиков с реальной популярностью в городе нет. Есть только пользующиеся влиянием и авторитетом должностные лица и бизнесмены, но это все же другое", — рассуждает господин Карпушин.