Депутаты санкт-петербургского парламента оспорили в суде закон, который обязывает их согласовывать с городской администрацией встречи с избирателями численностью более 100 человек. В заявлении депутатов от «Яблока» и «Справедливой России» утверждается, что эта норма ограничивает конституционные права и законные интересы парламентариев. Кроме того, заявители считают, что этот закон был принят заксобранием в превышение своих полномочий: согласно Конституции, регулирование прав и свобод граждан относится к ведению РФ. Оспариваемый закон был принят по инициативе депутатов от «Единой России» и стал реакцией на массовые протесты против передачи церкви Исаакиевского собора.

Депутаты заксобрания Санкт-Петербурга Надежда Тихонова («Справедливая Россия») и Михаил Амосов («Яблоко») обратились в горсуд с требованием признать недействующим региональный закон «О митингах...» в части, регулирующей проведение встреч депутатов с избирателями. С инициативой запретить петербургским депутатам встречаться с избирателями, если они не уведомили об этом заранее горадминистрацию, месяц назад выступила фракция «Единой России». Таким образом парламентское большинство отреагировало на массовые акции протеста против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, которые проходили в формате встреч с депутатами заксобрания (поскольку Смольный не согласовывал проведение митингов). Однако губернатор Георгий Полтавченко наложил вето на законопроект в изначальной редакции, предложив компромиссный вариант: сократить максимальную численность депутатских встреч, которые не требуют согласования с исполнительной властью, до 100 человек, а также выделить специальные места, в которых такие встречи можно будет проводить. Депутаты согласились с предложениями губернатора, закон уже подписан и вступил в силу. Новая норма касается не только депутатов заксобрания, но и муниципальных депутатов.

Депутаты Надежда Тихонова и Михаил Амосов в своем заявлении в суд обращают внимание, что федеральный закон «О митингах...» не регулирует проведение встреч депутатов с избирателями. Более того, когда эта инициатива в 2004 году обсуждалась Госдумой, и в пояснительной записке, и в выступлении представителя правительства РФ в федеральном парламенте подчеркивалось, что «из-за отсутствия единой нормативной базы по предмету законопроекта некоторые субъекты РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения публичных мероприятий, хотя, согласно статье 71 Конституции, регулирование прав и свобод граждан относится к исключительному ведению РФ». Таким образом, приняв на региональном уровне норму, регулирующую права и свободы граждан, петербургский законодатель превысил свои полномочия, полагают истцы.

Кроме того, в исковом заявлении утверждается, что петербургский закон «О митингах...» в новой редакции нарушает конституционное право депутатов на свободное распространение и получение информации. Истцы ссылаются на закон «О статусе депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга», в котором говорится, что на встрече с избирателями парламентарий информирует их о своей работе. Кроме того, говорится в заявлении, на встречах с избирателями депутат получает информацию о нарушении их прав, свобод и законных интересов, защищать которые он обязан по закону.

Истцы указывают также на противоречие петербургского закона ч. 2 ст. 55 Конституции, в которой говорится, что «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

«До принятия этой нормы депутат заксобрания мог без уведомления органов исполнительной власти организовывать свои встречи со ста девяноста девятью избирателями, теперь — максимум с девяноста девятью избирателями»,— говорится в заявлении. При этом предельная численность избирателей для встреч с депутатом, уведомление о проведении которых по новому городскому закону не требуется, оказалась вдвое меньше, чем предельная численность для участия в митингах (100 и 200 человек соответственно), подчеркнул вице-президент Федерального союза адвокатов Сергей Попов, представляющий интересы заявителей. «Таким образом, если граждане собрались без уведомления в количестве 150 человек, то это законно, а если они, собравшись, решили пригласить депутата на свою встречу, то с момента приезда депутата это мероприятие становится незаконным»,— возмущен он. Господин Попов отметил, что одному из истцов — Михаилу Амосову — губернатор 30 января ответил отказом на обращение о выделении помещения для приемной. В письме господина Полтавченко говорится, что порядок предоставления помещений депутатам, избранным по общегородской части партийного списка, а не по одномандатному округу, законодательно не урегулирован — для этого необходимо внести поправки в закон «О статусе депутата заксобрания Санкт-Петербурга». «Но парламентское большинство предпочло ограничить возможности встреч депутатов с избирателями»,— подчеркнул адвокат.