Шальная молодость моя?

Эту историю бурно обсуждали 12 лет назад, когда  в сентябре 2005 года Михаил Ведерников, будучи тогда депутатом Выборгского района Ленинградской области, был задержан по возбужденному делу по статье 126 УК РФ – о похищении человека.

История эта выглядела прямо-таки кадром из лихих девяностых – Ведерников с братом Николаем прямо на АЗС запихали якобы должника в салон и увезли в лес под Выборг. Там жертву слегка побили, чтобы той стало понятней требования вымогателей – он должен отдать 600 «баксов» и три микроавтобуса в счет погашения долга перед братьями.

Как именно они убеждали гражданина отдать свое, можно только догадываться – но здесь братья, видимо, уверовавшие в свою грозность, допустили промашку. Они поверили в то, что жертва напугана до смерти и сделает все как надо. И человека отпустили собирать деньги.

А человек возьми да обратись к правоохранителям. Дальше все шло по сценарию оперативников, а после передачи денег «под камеру» вымогателей задержали.

Казалось бы, дело громкое – депутат, пусть всего и районный, может подозреваться в похищении человека, в вымогательстве и нанесении увечий. Раскрутить такое для сыщиков – одно удовольствие. Но… только когда есть на то отмашка свыше.

В истории с депутатом Ведерниковым отмашки, судя по всему не было. Ажиотаж вокруг уголовного дела туда-сюда сошел на нет, а само дело слилось куда-то настолько тихо, что обнаружить, как там все «разрулилось», практически нереально.

Но то, что разрулилось – это однозначно. Видимо, «прикрышка» у Ведерникова уже тогда была серьезная. Ведь он не только отмазался от обвинений – но и против ожиданий, имея на карьере такое «черное пятно», вдруг так стремительно побежал по карьерной лестнице, что в Ленинградской области его только и видели.

Управление президента по внутренней политике, полпредство – и вот теперь врио на Псковщине, фактически означающее в ближайшем будущем губернаторство.

Да, крутясь в околовластных структурах давно, Ведерников, конечно, рассчитывал взлететь на более серьезные пьедесталы. Например, в начале этого года его кандидатуру всерьез рассматривали на должность главы «Росмолодежи». Однако пост отдали Александру Бугаеву – Ведерников остался в запасе.

Понятное дело, когда чиновников подтягивают поближе к верхам, они на что то расчитывают, надеятся и верят – не на одно, так на другое. Облом с «Росмолодежью» не конец карьере, нужно терпеливо ждать какого-нибудь другого «вкусного» назначения, не сидеть же пожизненно Ведерникову в кресле замполпреда по Северо-Западу?

 Но, судя по отсутствию даже каких-то слухов или предположений, его поездка на Псковщину стала для него настоящим сюрпризом, который в кремлевских кулуарах возник в самый последний момент.

Да и уходящий Турчак активно продвигал, вместо себя, давнего знакомого своего батюшки сенатора Александра Борисова. Но что-то, видимо, в последнем Кремль не устроило, а времени на выбор врио уже не осталось. Такое ощущение, что выбрали «первого встречного».

Полку наместников прибыло?

Конечно, суть не в самом Ведерникове – ему щелкнули пальцем, поставили перед фактом, дали пару дней собрать чемодан – и езжай, принимай дела. И суть даже не в том, что Псковской области почему-то везет на руководителей, в портфолио которых имеются криминальные странички.

Все еще помнят скандал с бывшим теперь уже главой региона Андреем Турчаком, которого подозревали в организации избиения журналиста Олега Кашина в 2010 году.

Суть в попытке простых людей разобраться в том, по какому принципу глава государства назначает глав регионов. Может, он выбирает их среди тех, кто лучше всех ныряет с семиметровой скалы под Сочи?

Сегодня в России еще есть небольшое количество губернаторов старой закалки, которые не боятся президента, ну или почти не боятся. Да, они так же преданы «делу партии», так же душат у себя оппозицию – но они самостоятельные политические единицы.

Новое поколение губернаторов – это исключительно «государевы наместники», не могущие и не умеющие мыслить самостоятельно в масштабах целого региона. Они посылаются на места лишь для сбора налогов в казну, слежения за инакомыслящими и сохранения власти правящей партии.

Когда из политики  уйдут последние старые «зубры» вроде Амана Тулеева, слово «губернатор» из просто нарицательного станет совсем никаким. Но если регионы в целом уже привыкли к тому, что на смену одним «чужакам» им присылают других «варягов» – то почему бы это не был человек с хорошим хозяйственно-экономическим опытом?

Вон, Кириенко с экрана говорит о новом формировании независимого (читай не блатного) президентского резерва. Но прислать на Псковщину человека, который сменил кучу должностей, ничем нигде полезным не отметившись, да еще с криминальным прошлым…

Хотя, если господин Кириенко курирует это направление – то подобные назначения уже не видятся ничем из ряда вон выходящим. Чем выдающимся отметился первый зам руководителя администрации президента за свою карьеру, кроме провального пребывания на посту премьер-министра и десятилетия у руля «Росатома», о котором давно говорят, как о бездонной бочке для слива госсредств, и конторе, которая бессовестно загрязняет окружающую среду?

Какой кадровый резерв мог воспитать данный гражданин? А теперь, видимо, у президента реальный дефицит с кадрами. Или должность губернатора для Кремля уже не является стратегически важной и на нее можно ставить любого? И кто знает, что придя в регион, не надо бежать впереди паровоза – люди, живущие в нищете, это не есть основная головная боль нового наместника. Главное – сохранение ранее завоеванных позиций партии, которая его сюда послала.

А, может, возвышение в ранге когда-то замазанных в некрасивых делах политиков – это такая особая «фишка» Кремля? Не выходит по закону, будем действовать по понятиям!?

Что же касается Михаила Ведерникова, то говорят, что тот «ни ухом, ни рылом» о своем назначении до того момента, пока ему об этом не объявили. По слухам, его вызвали в кабинет к президенту – и там буднично «по-скорому» поздравили, объявив о предстоящей «командировке». Типа, езжай-ка ты, братец, на землю псковскую, поуправляй «смердами» – там как раз сейчас кресло губернаторское свободно.

Типичная на сегодня ситуация системы назначения глав регионов. Вчера ты вернулся с работы простым, никому не известным чиновником какого-нибудь ведомства – а завтра проснулся губернатором целой области. Твоего желания при этом никто не спросит. Желания населения области тоже спрашивать как-то у Кремля привычки не выработалось. Все решается исключительно в «кулуарах», в узком кругу лиц, где кандидатов на пост начинают обсуждать с того, насколько человек предан… «узкому кругу лиц».

Потому что, если человек не лоялен, но опасно популярен в народе, его остановят, не пожалев ни сил, ни средств. К мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману, которому устроили эшелонированные баррикады в виде муниципального фильтра на пути к посту губернатора Свердловской области, когда-то пытались найти подход и как к градоначальнику, инициировав в свое время прокурорскую проверку о якобы его недействительном дипломе о высшем образовании. Все средства хороши, когда необходимо отлучить от власти политика, не идущего в ногу с другими.

«Царская грамота на княжение»

После стандартной операции по замене одного руководителя области на другого, Михаил Ведерников прибыл в Псков. Понятно, что представление очередного «варяга» местной политической элите никогда и ни в каком регионе не проходит «на ура».

Но знакомство Ведерникова с псковскими «бонзами» вообще прошло разве что не под траурный марш. И без того проблемная экономически и социально область могла, по крайней мере, ждать кого-то пусть из молодых и ранних, но хоть с каким-нибудь багажом реальной хозяйственной деятельности. А прибыл гражданин, тусовавшийся то там, то здесь – не особо за что-то отвечавший, и уж точно никакими серьезными делами не отметившийся. Что говорить – даже бизнесмен Ведерников в свое время у себя на Родине в Ленинградской области как таковой не состоялся. Так, чтобы завод какой поднять до уровня федерального или предприятие-банкрот из долгов вытащить. Поэтому, видимо, «птицу счастья» полетел искать в политике. И вот погоня за счастьем по кривой дорожке привела его на псковскую землю.

И единственный, кто, похоже, был рад «дорогому гостю», это Андрей Турчак, при котором одна из самых бедных российских областей стала еще бедней, а население сокращалось с каждым годом (с 696 392 человек в 2009 году, до 642 164 человек в 2017-м.), и сократилось, за время его «творчества», почти на десять процентов. Его «ссылка на Псковщину закончилась – причем, вполне благополучно. По крайней мере, ему не пришлось, в отличие от некоторых своих коллег, лететь на самолете в Москву под конвоем.

Теперь вот Ведерникову предстоит отсидеться на том же посту, «дыша про себя», чтобы потом возвратиться в столицу если уж не со щитом, то хотя бы и не в наручниках. Какие уж тут потуги к улучшению жизни псковичей? Не до жиру – остаться бы самому живу.

Что же касается действительно оригинального выбора президента в отношении врио Псковской области, то здесь остается главе государстве лишь посочувствовать. Выстраивание той вертикали власти, которая есть сейчас, не предполагает доверия и верности – система действует исключительно на палочно-приказной схеме.

Многие из тех, кто рядом с Путиным давно, уже «заматерели», «забронзовели» и местами «зажирели», чтобы ссылать их от насиженного кресла в регионы. Проще собрать когорту молодых «технократов», многие из которых к значению «техно» никакого отношения не имеют, и руками вчерашних «мальчишек на побегушках», которые умеют правильно «пальцевать» и «базарить», делать большую региональную политику.

Вытянутые из «грязи в князи» те будут верны, как цепные псы. По крайней мере, в ближайшие лет пять. Как раз на губернаторский срок плюс период в роли врио. А дальше будет видно. Или ты с нами – значит, будешь у руля чего-нибудь, или… к тому времени соратники Путина соберут новую команду и повезут ее нырять с сочинской кручи.

И даже если у кого-то из нынешних верных «технократов» что-то в регионе, дай бог, получится и, народ действительно пойдет за ним – этот фактор в будущем вполне может сыграть злую шутку. Ведь с него никто не требовал становиться популярным – популярность сегодня это удел лишь одного человека в стране. Все, что требуется сегодня от губернатора-ставленника – это искусственно поддерживать лояльность местного населения к центральной власти. Именно к центральной – ибо, у местной власти ее как таковой и нет. Местная власть – это просто передаточное звено от послушания народа «царю-батюшке».

Власть с «прямой кишкой»

Сегодня центральная власть ведет свою политику, не оглядываясь ни на кого – делит полномочия, расставляет на местах кадры, осваивает финансовые потоки, распределяет имущество, защищает свои «достижения» от противников при помощи губернаторов-наместников и политтехнологов.

Понятное дело, если президент мало кому доверяет в своем ближайшем окружении, кому он будет верить в провинции? Как он отдаст народу право выбрать себе губернатора – а вдруг не того выберут? Как он может дать губернатору право самоопределяться у себя в регионе сегодня, если завтра тот, «оперившись», вдруг начнет своевольничать?

Унитарное государство на то и есть, что все решается по щелчку пальца лишь одной единственной руки. И для этой руки сегодня очень важно чтобы отношения губернатора и региона не превратились во взаимную любовь. А значит, в очередную область приезжает очередной «чужестранец», которого с этой землей ничего не связывает и которого потом ничего здесь держать не будет.

То есть, должность губернатора из призвания и умения руководить превращается просто в должность. Сегодня назначили, завтра сняли – к чему жилы рвать и рейтинги рисовать? Задача власти проста до безобразия – сохранить свою власть. Любой ценой. Наместники-губернаторы предназначены именно для этого.

Не стоит сегодня пускать все стрелы в сторону Ведерникова – не хватающий звезд чиновник средней руки, довольствовавшийся тем, что дают, и сам за минуту до визита к Путину едва ли знал, зачем зовут. То ли за сумой, то ли за тюрьмой. Дальний шкаф забит скелетами на каждого.

И едва ли вина Ведерникова в том, что он, по всей видимости, продолжит делать то, что делал до него Турчак: «оптимизировать» социальную сферу, повышать трудовую нагрузку и понижать зарплаты работников бюджетных организаций, урезать социальную поддержку, душить местное самоуправление, обеспечивать нужные результаты государственных и муниципальных торгов и при этом убеждать народ голосовать только за нынешнюю власть.

Ведерникова просто послали заниматься именно этим. И должность губернаторская ему едва ли снилась – но от президентских предложений в стиле приказа отказываться не принято. Там или пан или пропал.

Сегодня Кремль настолько уверен в нынешней схеме превращения назначенных врио в губернаторов путем «народного голосования», что начал сватать на должности таких вот «ведерниковых» – людей с темным прошлым и абсолютных профанов в своем деле. Нынешние политические «нанотехнологии» позволяют легко недовольство народа превратить в голоса в свою поддержку даже при почти нулевой явке.

В последний единый день голосования ни один из врио не остался без поста. Победили везде с большим отрывом от конкурентов, которых-то, по сути, и не было. Да явку избирателей явкой можно было назвать с большим трудом. Но все равно свои 60-80% все врио набрали и остались руководить регионами

И вот уже новый десант вришек, веером попадавший на регионы в последнее время, готовят к следующему единому дню. У всех «новобранцев» есть почти год на то, чтобы хотя бы не сделать хуже, чем было. И тогда при поддержке административного ресурса, политтехнологий, муниципальных фильтров и одурманенного «единой» пропагандой населения, они из временщиков превратятся в официальных губернаторов.

Но если про часть новоиспеченных врио можно с натяжкой сказать – ладно, могло быть и хуже, со Псковщиной все намного печальней. Поменять «шило на мыло», прислав в нищую область человека с криминальным прошлым и без единой мысли о том, чем он будет здесь заниматься – это полное наплевательство власти на простых людей.

И вот этим простым людям почти через год предложат прийти на избирательные участки и, за эту власть проголосовать. В очередной раз. А выживание людей в экстремально неблагоприятных условиях так и останется делом рук самих… выживающих.

Интересно, а если бы у врио, как раньше до введения единого дня голосования, было все три месяца «на людей посмотреть и себя показать» - что мог успеть человек без опыта и плана действий, чтобы население поняло – это действительно наш человек, и он может быть нашим главой?!

У врио Псковской области нет опыта, нет плана действий – кроме, разве что общих фраз, вычитанных из какого-нибудь «самоучителя губернатора» по дороге на новую работу. Зато у него, как и у других пока еще временных коллег, есть почти год.

Только год этот дается ему не на улучшение качества жизни псковичей, не на переселение людей из трущоб, не на действительно дельные предложения по качеству и доступности медицины, а чтобы подготовить почву к своей будущей победе на выборах главы региона. Этакая фора в губернаторской гонке от президента для верного партийца.

Ну а нам ничего не остается как только пристально следить за приготовлениями господина Ведерникова к своему будущему губернаторству, следить за тем, насколько власть и народ еще дальше становятся друг от друга. И на этом фоне интересно будет посмотреть, сможет ли кто-то на Псковщине заявить о себе, как о реальной кандидатуре на пост главы региона в противовес нынешнему кремлевскому протеже и его административному ресурсу. Вдруг именно в Псковской области народный ресурс поддержки кандидата на пост главы региона перевесит тот самый пресловутый ресурс административный?