Пока парламентские партии в агитационный период соревнуются в том, кто лучше перенесет федеральную повестку на региональный уровень, малые партии сосредоточились на креативе и упреках в адрес думских сил и друг друга. ПАРНАС спорит с «Яблоком» о лидерстве в демократическом лагере, «Родина» с «Патриотами России» – в патриотическом, а «Коммунисты России» с КПРФ – в коммунистическом. Между тем эти споры не мешают непарламентским партиям заимствовать друг у друга агитационные технологии.

Львиную долю предвыборного информационного пространства заняла кампания Демкоалиции. Вымученный допуск к выборам в Заксобрание Костромской области обеспечил ПАРНАСу внимание, и теперь партия с Ильей Яшиным во главе списка шлифует успех агитацией. В Костроме демократы предпочли старые наработки времен столичной мэрской кампании Алексея Навального. Они взяли за основу личное общение с избирателями и потому упор делают на поездки по региональным городам и весям с установкой кубов и агитацией. Но одно дело – столица, другое – Кострома, а третье – областные городки. Послушать оппозиционеров, приезжающих на выходные, приходит не так уж много народа, и в ПАРНАСе было решено учесть провинциальную специфику и соотнести агитацию с тем, когда проводятся базарные дни.

В целом же концепция демократов отсылает к популярному бизнес-приему последних лет: хочешь сделать что-то популярным – преврати это в ток-шоу. Отсюда и подробные рассказы главы костромского штаба Демкоалиции Леонида Волкова об агитационных технологиях. 

Он, кстати, призывает не ссылаться на опыт Навального: мол, в костромской кампании очень много отличий. Так, есть колл-центр, делающий 1000–1200 звонков в день, некие дорхенгеры – листовки на дверь с описанием программы ПАРНАСа. То есть месседж и каналы общения с избирателями другие. Не менее важно, что акцент сделан на последнем месте ПАРНАСа в бюллетене. Да и кубов значительно меньше, чем в Москве.

В партии власти, кстати, переняли прием «кубической» кампании – «Единая Россия» тоже размещает передвижные рекламные конструкции. Да и в целом демократам оказывается серьезное противодействие на грани фола. Так, местные СМИ пишут о давнишней связи Яшина и Ксении Собчак (статья с заголовком «Ксюшин Яшин»), либералов обвиняют в том, что те привлекли к агитации несовершеннолетних, недавно в бюллетене появилась партия ПАРЗАС, а по городам ходит листовка «Достало ворье и вранье? Голосуй против всех» с крупной припиской: «№ 1 в избирательном бюллетене».

Те же кубы, кстати говоря, использует в своей орловской кампании и «Яблоко». Но если ПАРНАС сформулировал свои требования в пяти коротких пунктах, то их конкуренты решили подойти к вопросу более стратегически, создав для регионов, где они участвуют, предвыборные программы. Которые, надо сказать, порой вызывают вопросы. Так, в Ростове-на-Дону одним из пунктов заявлен следующий: «Мы за профессиональную армию. Призыв должен быть отменен». Хотя не совсем понятно, как депутаты тамошнего горсовета могут повлиять на этот вопрос.

Не касаясь частностей, программы «Яблока» и ПАРНАСа концептуально схожи: и те и другие противопоставляют себя действующей власти, используют тезис о пресловутом «европейском пути», активно пользуются, что называется, личным контактом с избирателем. Между тем, к примеру, воронежское отделение «Яблока» как бы указывает на эту общность задач под эгидой их партии: «Наша предвыборная программа включает положения, разделяемые региональными отделениями других демократических партий и движений – РПР–ПАРНАС, «Демократический выбор», «Солидарность».

Интересно, что все демократы в информационных кампаниях отказались от украинской и крымской повестки. Статус-кво, видимо, объясняется стремлением не навредить, с другой стороны – эту повестку активно используют другие непарламентские силы. К примеру, партия «Родина». С одной стороны, она оказывает поддержку губернаторам и курсу власти в целом (к примеру, созданием молодежного отделения под названием «Тигры Родины»), с другой – критикует парламентские силы в незаконной агитации.

Думские амбиции партии не скрывает ее лидер, депутат Госдумы Алексей Журавлев, называющий «Родину» альтернативой для тех, кто поддерживает президента, но не слишком доволен ЕР. Общие патриотические спичи этой политической силы дополняются использованием как международной повестки – в частности, высоко котируются темы Донбасса и Приднестровья, – так и религиозной и военной. Так «Родине» создается образ главной партии, выступающей за русский мир.

Иной агиткурс взяли «Патриоты России». На днях их лидер Геннадий Семигин в Рязани обнародовал программу партии, используя такие термины, как «стратегия национального прорыва», и такие требуемые показатели, как рост ВВП на 10–12% в год. То есть глобально «патриоты» сосредоточены на экономических вопросах, что лишний раз подчеркивается их встречами с представителями «Деловой России». Однако они используют и региональную повестку. В Коми собирали подписи за пожизненный запрет идти во власть всем тем, у кого есть судимость. А в Костроме, судя по жалобам  ПАРНАСа, они активно мешали агитации демократов.

С учетом числа задействованных партий эти выборы не миновала проблема спойлерства. Вышеозначенная конкуренция ПАРНАСа и ПАРЗАСа – лишь одна из частностей, причем агитация последних в Костроме проходит в спящем режиме. А вот, например, «Коммунисты России» всеми силами пытаются от клейма «спойлер КПРФ» избавиться. На том и строится их кампания: специфическая лексика, отсылки ко временам СССР, обещания социализма перемежаются с открытой критикой в адрес КПРФ и лично Геннадия Зюганова. Региональные группы партии в соцсетях активно используют образ главы «Коммунистов России» Максима Сурайкина, а на фото общей группы в «ВКонтакте» под фото лидера и вовсе значится девиз: «Сурайкин – наш президент». Между тем их агиткампания не дала ответа на вопрос, чего они хотят и в чем их кардинальное отличие от КПРФ.