Роскошь – как средство управления

Куртка приморского губернатора Миклушевского ориентировочной стоимостью в «полляма» уже успела стать притчей во языцех. Оно и в самом деле – какому политику, если он хоть немного дружен  с головой, придет в ней приехать на субботник, где трудились простые горожане, при таком «параде»?

Понятно, что большому человеку на маленького, по большому счету, плевать – но чтобы так явно… И даже то, что побыл на субботнике губернатор всего минут десять, явно будучи проездом – так сказать, для «галочки», очков ему точно не добавит.

Возможно, конечно составлявший план поездок и встреч на день его помощник просто в суете запамятовал сказать начальнику, что они еще и на субботник заедут – а значит, это событие для губернатора не просто рядовое – проходящее.

Но куртка курткой – а ведь суть проблемы совсем в другом. В субботнике, которого могло не быть, и справедливости ради, не должно было быть – ибо, вышли в этот день люди восстанавливать сквер на улице Бестужева возле дома № 40, сквер, который еще зимой преспокойно существовал. Но строительная компания депутата гордумы Владивостока Дмитрия Сулеева давно планировала построить на его месте очередной ТЦ – и добилась-таки разрешения на застройку.

Да, визуально губернатор к городским делам отношения не имеет, и подписывали разрешение другие люди, но вряд ли склонный к единоначалию Миклушевский не знал, что творится у него под носом. Знал. Но пальцем о палец не ударил, чтобы хотя бы городским чиновникам этим пальцем погрозить – мол, не надо сквер разрушать. Тем более, во Владивостоке постоянно принимаются решения о защите зеленых насаждений в городе, за которые голосовал и Сулеев.

Но сквер снесли во мгновение ока, имея на руках все разрешительные документы – но дальше строители лишь облизнулись. Люди встали грудью, выступив против строительства ТЦ – городская власть вынуждена было отступить, разрешение на стройку аннулировали. И вот, кажется, самое время исправить свои собственные ошибки – мол, мы поспособствовали разрушению сквера, мы и восстановим – за счет бюджета или внебюджетно, не суть.

Однако, этого не было сделано – люди сами купили около сотни саженцев и вышли на субботник. И зачем туда приехал губернатор, так и осталось загадкой – побыть десять минут в роли свадебного генерала в «мантии», стоящей в разы дороже всех высаженных в этот день саженцев? Еще удивляюсь, как ему люди в глаза не плюнули… Может, просто не успели – уж очень губернатор торопился…

Возможно, торопился на очередной «корпоратив» с приближенными в апартаментах государственной резиденции, возможно, вспомнил, что застоялся купленный на бюджетные деньги (несколько миллионов долларов на эскадриью вертолетов якобы для нужд санавиации), но давно ставший «личным» вертолет «Робинсон», а возможно, в преддверии очередного зарубежного отдыха решивший выложить в инстаграмм патриотические фотки о любви к отдыху отечественному, как это было в последние новогодние каникулы – в сети фото, как губернатор выгуливает любимую собаку возле своей резиденции, а по факту он же и в это же время летящий в Дубай в самолете, билет в который лишь в одну сторону стоит в районе 350 тысяч рублей.

Тяга к роскоши на фоне ухудшения экономической и социальной обстановки в регионе, урезанных расходов на ветеранов и многодетные семьи, на здравоохранение, практически сорванной программы предоставления бесплатного жилья сиротам и трех миллиардов рублей в год на содержании аппарата администрации – это все «шайбы» в ворота Миклушевского, который, видимо, считает, что раз губернаторские выборы еще не скоро – кресло под ним не зашатается.

Шатается и еще как. Вот-вот ножки обломятся – и причин для этого немало.

Причина раз: приумножение криминала

Коррупция в окружении губернатора Приморья может стать одним из факторов, которые способны привести к его отставке еще до конца текущего года. Эпизоды с коррупционной составляющей уже пошатнули позиции губернатора. В декабре его заместителя Сергея Сидоренко обвинили в покушении на мошенничество в особо крупном размере. До этого возбуждалось дело против еще одного уже бывшего вице-губернатора — Олега Ежова. Чиновника, ответственного за надзор в строительной сфере, заподозрили в злоупотреблении полномочиями с нанесением ущерба почти в 25 миллионов рублей.

Под Новый год задержали советника губернатора и главу Союза горнопромышленников Алексея Авершина. Вместе с ним была задержана супруга бывшего советника губернатора Ильи Спокойнова Марина Свиридова. Они обвиняются в мошенничестве, которое они могли совершить во время выполнения госзаказов.

Вообще, 2016 год ознаменовался большим количеством уголовных дел (около двухсот), заведённых на крупных чиновников субъектов РФ. А дальневосточные политики очень часто фигурировали в скандальных задержаниях в последние годы.

Москва от занявшего пост главы Приморья Владимира Миклушевского ждала, наконец, декриминализации проблемного региона, а вместо это коррупционные скандалы один за другим. О преступных схемах он, как минимум, не мог не знать – а, возможно, и приложил руку. Так, поговаривают, что не обошлось без косвенного участия губернатора в скандальной продаже на металлолом парома «Георг Отс», который сначала отремонтировали за 200 бюджетных миллионов рублей, затем сдали в аренду, а после в лом за… 119 миллионов. Но как всегда ничего не знающий о том, что творится рядом Миклушевский сказал – найду виновных этой аферы  – накажу. Воз наказания и поныне там.

До сих пор в крае говорят и о капремонте губернаторской резиденции, обошедшимся налогоплательщикам в 6,5 миллионов рублей – хотя здание и так было новое и ремонта, тем более, капитального, вовсе не требовало. А ведь до этого было строительство резиденции на 50 миллионов, поставка мебели в чиновничьи апартаменты на 66 миллионов…

До сих пор люди судачат – на какие деньги губернатор купил себе роскошную яхту, и предполагают, что за бюджетные, поскольку транспортировку судна в порт Тайваня на ремонт оплачивал краевой бюджет. А это десять миллионов. 

Хотя, что такое 10 миллионов, когда Миклушевский только на собственный пиар в СМИ за два последних года потратил (из бюджета) полтора миллиарда.

А за «хозяином», словно ручные попугаи, повторяют все действия его друзья-помощники из числа государственных служащих. Директор филармонии и особа, приближенная к «самому», Валерия Заруцкая, выписав себе командировку в Москву, за казенный счет слетала посмотреть Америку (Некая аналогия с дубайским отдыхом Миклушевского – не находите?). А друг губернатора Александр Мартынов, поставленный тем руководить стратегическим «Примавтодором», поставил компанию на грань разорения, набрав кредитов на миллиард, закрыв большую часть филиалов и уволив 20% работников. И все лишь для того, чтобы сменить пост директора на фигуранта в уголовном деле за взятку в несколько миллионов.

Такое ощущение, что вокруг губернатора вскоре не останется ни одного свободного (в смысле – на свободе) помощника. А если уж глава региона не справляется с разгулом преступности в своем ближайшем окружении (если не участвует сам), какой из него «декриминализатор» Приморья в целом? Скорее всего, в Кремле уже поняли – никакой. И намотали сей факт себе на ус.

Причина два: приуменьшение экономики

Развитие российского Дальнего Востока уже который год является важной для РФ темой. Обозначенный еще  в 2012 году Владимиром Путиным «восточный вектор» стал приоритетом национальной политики. После проведения саммита АТЭС в 2012 году перед регионом ставились задачи, связанные с формированием качественно новых подходов к территориальному развитию. Реализацию этого курса в 2013 году доверили экс-главе Минприроды Юрию Трутневу, который совместил посты вице-премьера и полпреда президента в ДФО. В помощь полпреду в силу важности направления даже было создано отдельное министерство и принята государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

В 2012 году за полгода до саммита АТЭС на должность губернатора Приморского края был назначен ректор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Владимир Миклушевский. Опять же в силу значимости проекта под названием «Дальний Восток» это значило большой коэффициент доверия к новому губернатору. Однако за четыре года бывшему ректору так и не удалось совершить прорыв в регионе, а ситуация вокруг его собственной персоны стала совсем «пограничной» - особенно усилились слухи об отставке Миклушевского на фоне последних отставок его коллег из других регионов.

Назначение Миклушевского происходило на фоне отставки Сергея Дарькина и общего негативного фона в регионе. Медийно раскрученный ректор ДВФУ на волне масштабных преобразований в Приморском крае четко вписался в новый курс развития Дальнего Востока. Однако этого имиджа хватило ровно на несколько лет. Отсутствие повестки реальных дел вкупе с многочисленными политическими конфликтами в регионе привело к падению рейтинга губернатора и череде громких коррупционных скандалов.

Забирающий из бюджетного «пирога» ежегодно 3 миллиарда рублей на свои нужды аппарат краевой администрации губернатора довел регион до нижней планки. В конце 2015-го краевые чиновники даже лихорадочно искали банки, готовые их спасти кредитом на 3 миллиарда под 20% на 1 год, в итоге выйдя в 2016-й с дефицитом бюджета в 6,3 миллиарда при «критической отметке», по утверждениям экспертов, в 6,4 миллиарда. То есть, еще чуть-чуть – и ко дну.

Нестабильна ситуация на некоторых градообразующих предприятиях в крае: периодически митингуют, порой вплоть до голодовки, работники «Лучегорского угольного разреза», горно-химической компании «Бор» (ГХК «Бор») и горно-металлургического комплекса «Дальполиметалл» — одного из самых крупных производителей свинцового концентрата в стране. Все эти предприятия в былые годы работали с размахом, а их работники жили в достатке. Теперь выживают и предприятия и рабочие.

Даже у оборонного завода «Радиоприбор» во Владивостоке при его стратегическом направлении дела идут кое-как. Увольнения, задержки зарплат уже стали едва ли не нормой. Да вообще, на начало 2016 года Приморье, и без того ходившее в «передовиках», еще больше укрепило свое лидерство среди других субъектов России по объему просроченной задолженности, варьируя от трехсот до четырехсот миллионов рублей невыплаченных людям денег.

Вывод: даже неплохой ректор не всегда становится хорошим губернатором-хозяйственником. Особенно, если по мнению политолога Константина Калачева: «Губернатор показал, что он заинтересован в политических разборках, а не в развитии региона».

Причина три: внутренние разборки и недоверие людей

Исследование Дальневосточного консалтингового центра показало, что деятельность Миклушевского поддержали всего 42% опрошенных, во Владивостоке – 34%. «Миклушевского давно пора снять, но его почему-то держат», — отмечал, комментируя результаты опроса, глава приморского отделения «Партии дела» Всеволод Ию.

На чем основаны эти цифры? Ну, например, под знаком борьбы с коррупцией Владимир Миклушевский тешил свои политические амбиции, по сути, устраняя из региона других политически значимых людей, и расчищая дорогу к постам своим верным людям. Ситуация с арестом того же мэра Владивостока Игоря Пушкарева во многом обусловлена знакомым конфликтом губернатора-варяга и представителя местной элиты.

«Зачищая поляну» для своих приверженцев, новый губернатор успел быстро рассориться с депутатами Законодательного собрания Приморья – те попытались ограничить главу региона в праве назначения своих замов, в ответ на председателя Заксобрания Евгения Овечкина было заведено уголовное дело о мошенничестве в сфере предпринимательства, которое непринужденно «слили», едва он по «собственному желанию» оставил свой пост.

С Пушкаревым вообще война была нешуточная – мэр и губернатор были в «контрах» во всем: от мелочей типа отстрела бродячих собак до дележа «Примводоканала» и «Примэнерготепло». В той войне одного компромата противники вылили друг на друга с помощью СМИ на 16,5 миллиона рублей – и кто кого сильнее в итоге вывалял бы в грязи, неизвестно – но карт-бланш от Кремля на «террор» против коррупции имел Микллушевский. Поэтому в СИЗО оказался Пушкарев.

Так что, в регионе Миклушевскому, не считая «взвода» преданных местных ставленников, часть из которых уже под следствием, из местной чиновничьей и бизнес-элиты никто кружку воды не принесет. Хотя, конечно, это не повод сдаваться при наличии «приза зрительских симпатий» - поддержки простых людей, местных жителей. Однако, нет и ее. Запуск в регионе петиции за отставку Владимира Миклушевского и обращение граждан к президенту страны говорят о том, что… «король-то голый…». Особое возмущение приморцев вызвано тем, что несмотря на все свои проколы Миклушевский заявил о своем желании баллотироваться в губернаторы и в 2019 году.

Причина четыре: внешний фактор

Декабрьский рейтинг фонда «Петербургская политика» указывает на то, что за месяц оценка Приморья, и прежде относившегося к субъектам со слабой устойчивостью, потеряла 0,4 балла и опустилась до 4,5 баллов, продемонстрировав наибольшее падение в этом рейтинге.

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в феврале опубликовало рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации за январь 2017 года. В позиции аутсайдера — руководитель Приморского края Владимир Миклушевский (понижение на 18 пунктов).

Методика январского рейтинга АПЭК строилась в первую очередь на тенденциях во внутренней политике. Дело в том, что Управление Президента по ВП в скором времени будет составлять собственные рейтинги, по результатам которых будут приниматься решения по ротации в губернаторском корпусе. Основными параметрами оценки станут — динамика развития экономики субъекта, оценка избирателей, а также доверие федерального центра при отсутствии претензий коррупционного характера.

В этой связи эксперты не исключают, что беспрерывные скандалы вокруг губернатора Приморского края Владимира Миклушевского и падение его позиций на федеральном уровне, говорят о повышении степени риска попадания в число кандидатов на увольнение с должности.

А в исследовании Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), так же поставившего Миклушевского кандидатом на «вылет», отмечается, что тот с высокой степенью вероятности может лишиться своего кресла из-за неграмотного ведения избирательной кампании и неудовлетворительных результатов выборов не только в Госдуму, но и в краевой парламент: много мандатов отошло депутатам, тесно связанным с бывшим губернатором Сергеем Дарькиным.

А это, на фоне грядущих в 2018 году президентских выборов, для Кремля пострашней упавшей экономики и так и не побежденного на Дальнем Востоке криминала.

Что по факту за 4 года правления губернатора Миклушевского можно поставить ему в «заслугу»? От криминала регион не только не вылечил, но и, как говорится, «болезнь» лишь усугубил. Экономику, несмотря на «приоритеты», загубил. Со всеми, с кем рука об руку можно было бы поднимать край, рассорился «вусмерть», а для приморцев он давно уже обычный «мажор-переросток», для которого чье-то мнение, тем более, мнение  простых людей, вообще ничто. Пример - наспех посаженный на субботнике по восстановлению сквера саженец в куртке ценой в новенькую «Ладу-Калину» - тому лишнее подтверждение.

Какие шансы есть у губернатора, чтобы остаться? Сам он, конечно, ничего уже не сделает – но не «сливать» его у Кремля все-таки причины есть. Если «там» при нынешней реализации положения федеральных законов о территориях опережающего развития и свободном порте Владивосток решат, что «коней на переправе не меняют», что при смене губернатора, а значит, и всей его команды проект может потерять во времени, Миклушевскому в известной фразе «казнить нельзя помиловать» запятую поставят после второго слова. Пока.

Но не взвесить и отсутствие своей реакции на призывы приморцев снять Миклушевского центральная власть тоже не может себе позволить. И снова по причине грядущих выборов. Как бы нынешний губернатор на фоне общего регионального развала и бардака привычно не провалил и подготовку в Приморье главного политического сражения последней пятилетки.

Какая чаша весов перевесит в сомнениях Москвы – «хуже, чем сейчас не будет» или «уберем-ка его от греха»? Людям разумным должно быть понятно – политика в стиле «хуже не будет» очков действующей власти не добавляет, не добавляет по всей цепочке от губернатора до президента, особенно на фоне их однопартийности.

Поэтому, как кажется, у Кремля выход один – попробовать все-таки разорвать этот замкнутый дальневосточный круг, куда всяк входящий имеет только два выхода: или увольнение или… «Матросская тишина». Куда бы из этих двух направлений не забросила судьба Миклушевского, но вести «восточный вектор» дальше Кремлю пора попробовать без него. Тут уж точно… хуже не будет. Некуда.