В день голосования 9 сентября на выборах мэра Москвы часть оппозиции попробует новую тактику выражения протеста. Так как призывы к бойкоту президентских выборов в марте не сильно повлияли на явку, которая составила 67,54% от числа избирателей, теперь появилась идея агитировать избирателей за порчу бюллетеней. 

Одним из сторонников такого варианта является муниципальный депутат Хорошевского района Любовь Якубовская. Она призывает называть такой вариант осеннего голосования акцией «За Москву» и ведет активную работу по продвижению кампании в соцсетях. Якубовская сказала, что основная работа ведется дружественными муниципальными депутатами, а за неделю до выборов стоит ожидать совместного заявления ряда известных москвичей.

«Если предложенный вам бюллетень не содержит ничего интересного для вас, значит, он не совершенен и нуждается в улучшении. Я предлагаю проголосовать „За Москву“», — говорит Якубовская.

Фаворитом нынешней мэрской кампании в Москве является действующий глава города Сергей Собянин. В качестве его оппонентов на выборах зарегистрировали Илью Свиридова (СР), Вадима Кумина (КПРФ), Михаила Дегтярева (ЛДПР) и депутата Мосгордумы, экс-гендиректора скандальной строительной компании СУ-155 Михаила Балакина («Союз горожан»).

Оппозиционные кандидаты Дмитрий Гудков (Гражданская инициатива/Партия перемен) и Илья Яшин (самовыдвиженец) не смогли пройти муниципальный фильтр, а еще один самовыдвиженец, журналист Антон Красовский, не смог собрать необходимые для регистрации 40 000 подписей граждан. У «Яблока» с выдвижением кандидата возник настоящий политический триллер, однако один из возможных кандидатов от этой партии Сергей Митрохин в итоге признал, что тоже не смог бы пройти муниципальный фильтр.

В ходе президентской кампании соратников оппозиционера Алексея Навального, которые пытались вести кампанию за бойкот выборов, активно штрафовали за незаконную агитацию, так как Центральная избирательная комиссия пришла к выводу, что распространять листовки с агитацией за неявку можно только официально зарегистрированным кандидатам.

Znak.com направил в Центризбирком вопрос: считаются ли агитацией призывы за явку на выборы и порчу бюллетеня?

Ответ ЦИК за подписью секретаря комиссии Майи Гришиной гласит, что, в соответствии с п. 2 ст. 48 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» агитацией признаются только: призывы голосовать за кандидата или список, выражение предпочтения конкретного избирателя кандидату или списку, описание возможных последствий в случае неизбрания кандидата или списка, распространение информации с преобладанием сведений о кандидате, распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональными обязанностями, деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.

«Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, политических партий, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат, могут организовывать публичные мероприятия, участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами», — гласит ответ Гришиной. 

Также в ответе указано, что решение о признании материалов или призывов предвыборной агитацеий избиркомы и суды будут принимать по каждому конкретному случаю. Таким образом, можно предположить, что агитаторов за порчу бюллетеня будут наказывать, если они решат выпускать специальную агитационную продукцию или покупать рекламу в СМИ. Если же это будут делать без дополнительных затрат, то таким агитаторам ничего не грозит.

Эксперты: призыв испортить бюллетень не может считаться агитацией

Дмитрий Гудков считает, что на нынешних выборах мэра Москвы ситуация сложилась плохая и для власти, и для оппозиции. «Если агитировать за бойкот выборов, такая кампания должна проходить не в социальных сетях, а на улицах, с газетами. Плакатами, волонтерами. На такую кампанию нет ни денег, ни желающих сейчас. Поэтому можно только призывать портить бюллетени. Сразу скажу, что по итогам выборов было бы неправильно судить по количеству подсчитанных испорченных бюллетеней о количестве протестно настроенных людей в столице, так как из легального поля кампании оппозиция выключена», — считает Гудков.

Сергею Митрохину идея испортить бюллетень, наоборот, не нравится. «Я уже сказал организаторам этой кампании за порчу бюллетеней, что не буду в ней участвовать. На мой взгляд, призывы к порче чего-либо вообще не несут ничего хорошего, такова моя философская позиция. При этом я считаю, что выборы — это процедура, предполагающая альтернативу, а на выборы без альтернативы ходить считаю бессмысленным», — рассказал Митрохин.

Эксперт движения «Голос» Василий Вайсенберг считает, что призыв «Приходите на выборы и испортите свой бюллетень» к понятию агитации не относится, так как там нет призывов голосовать за/против кандидатов и образ кандидатов тоже не формируется.

Электоральный эксперт, участник наблюдательского движения «Сонар» Дмитрий Нестеров говорит, что в ответе ЦИК агитация голосовать против всех кандидатов искусственно привязывается к ограничениям, налагаемым на предвыборную агитацию, которые, в частности, предполагают проведение всех затрат через избирательный фонд одного из кандидатов. Тем самым у граждан отнимается право проводить кампании не в рамках штаба одного из допущенных до выборов кандидатов. Ведь даже организация небольшого митинга, печать наклеек или листовок требуют финансовых затрат.

По мнению Нестерова, Гришина в своем ответе осуществляет подмену, неправильно применяя постановление Конституционного суда. «Агитация голосовать против всех или голосовать недействительным бюллетенем равенство условий для кандидатов не нарушает и является единственно допустимым способом выражения мнения избирателей, не согласных с искусственной неконкурентностью выборов», — считает Нестеров.

Эксперт по избирательному праву Андрей Бузин сказал, что, с его точки зрения, агитация за порчу бюллетеня под понятие предвыборной агитации не подпадает. Поэтому решение Центризбиркома приравнять призывы не ходить на выборы к предвыборной агитации он считает незаконным.