Эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) прогнозируют рост влияния заксобраний на кадровые назначения в исполнительной власти регионов. Авторы подготовленного ЦЭПР доклада о «разделении властей в условиях усиления оппозиции» полагают, что депутаты начнут активнее использовать свое сейчас «в некотором смысле ''спящее''» право согласовывать замов главы субъекта, если он не представляет партию, контролирующую большинство в заксобрании. Впрочем, авторы доклада признают, что серьезных столкновений вокруг назначений замов за последнее десятилетие почти не было. Местные политики говорят, что кандидатуры заместителей выносят на голосование после длительных предварительных консультаций либо находят пути обхода парламентов.

Авторы доклада ЦЭПР полагают, что после сентябрьского единого дня голосования в нескольких регионах «прекратилась монополия одной партии» и появилась возможность создания «реальных политических коалиций» в заксобраниях. «Распространяется ситуация, при которой глава региона и большинство депутатов представляют разные партии»,— констатируют составители. В этой ситуации, по их версии, механизм согласования заместителей глав регионов заксобраниями может стать одним из «элементов местных систем сдержек и противовесов». По подсчетам составителей доклада, конституции и уставы 62 регионов дают депутатам возможность согласовывать ключевых подчиненных первых лиц субъектов и лишь 28 глав регионов могут формировать свои команды без оглядки на парламенты.

Составители работы признают, что сейчас этот механизм «является в некотором смысле спящим»: «Он может служить инструментом во внутриэлитной борьбе, но в публичное поле конфликты, связанные с согласованием назначений, выносятся редко». За последние десять лет в ЦЭПР насчитали всего четыре примера подобных открытых противостояний. Эти столкновения касались важных, но не главных лиц исполнительной власти и неизбежно заканчивались победами глав регионов. «Большой необходимости в этом институте не было, он, скорее, был формальным. На Западе, например, он активно используется, и сейчас в целом ряде регионов есть условия, чтобы парламенты начали его активнее применять. Хотя бы потому, что он дает более сильную переговорную позицию»,— объяснил руководитель ЦЭПР Николай Миронов.

Парламенты и сейчас нельзя назвать серьезным барьером для кадровой политики губернаторов даже там, где депутаты всерьез попытались его поставить. К примеру, заксобрание Владимирской области (большинство контролируется единороссами) накануне вступления в должность представляющего ЛДПР губернатора Владимира Сипягина внесло поправки в устав региона, не позволяющие ему назначить ни одного заместителя без согласия парламента. Господин Сипягин быстро обошел эту норму — он своим распоряжением лишил полномочий двух вице-губернаторов, доставшихся ему от предшественницы Светланы Орловой. К примеру, курировавший в ее команде строительный блок Ринат Чагаев теперь управляет не целой отраслью, а только собственным секретариатом.

Еще меньше проблем у номинально оппозиционных губернаторов, поддержанных на выборах «Единой Россией». К примеру, глава Орловской области коммунист Андрей Клычков в конце сентября без проблем согласовал с областным советом трех вице-губернаторов. «Среди них был заместитель руководителя нашего регионального отделения Вадим Соколов. Он курирует политический блок. Как мы могли быть против такого кандидата?» — сказал лидер фракции единороссов, вице-спикер Михаил Вдовин. По его словам, другие кандидаты «перед голосованием на пленарном заседании прошли все комитеты и заседание фракции ''Единой России''». «Например, к руководителю представительства в Москве Михаилу Коротаеву было много вопросов. Он дал на них удовлетворительные ответы и был согласован. Поверьте, если бы Клычков предоставил какую-то некондиционную кандидатуру, мы бы ее отвергли»,— подчеркнул господин Вдовин.

Политолог Владимир Слатинов видит в усилении оппозиции возможность «качественного улучшения правил игры». «В условиях монополии ''Единой России'' большинство губернаторов работало по звонку, а депутаты — по их свистку. Как только доминирование одной силы ушло, выяснилось, что нужны четкие, желательно сформулированные в законах правила игры. А за время отсутствия конкуренции писать их почти везде разучились, поэтому попытка поставить того же Сипягина в рамки оказалась в целом неудачной. А там, где писаные правила не помогут, придется решать еще более сложную задачу — возрождать традицию не команд, а договоренностей»,— полагает он.