Руководитель федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков рассказал о деятельности тех региональных штабов, которые сохранились после президентской кампании оппозиционера. Задачи этих структур изменялись, сейчас часть из них занялась муниципальными выборами. Большинство же через Интернет вскрывает безобразия, чинимые местными властями. Эксперты считают, что Навальный пока дал своим активистам передышку от постоянных арестов, но она скорее всего долго не продлится.

Как пояснил Волков, хотя президентская кампания Навального и завершилась три с половиной месяца назад, но задачи федерального уровня перед штабами остаются. Например, многие из них участвовали в организации митингов 1 июля против пенсионной реформы.

«Но акцент мы сделали на том, чтобы штабы активно включились в политическую жизнь своих регионов», – заметил он.

Напомним, что в апреле из 84 региональных штабов Навального на центральном финансировании осталось лишь 29, еще 15 были готовы работать за свой счет. Однако впоследствии оптимизация региональных структур все-таки продолжилась.

По словам Волкова, несколько штабов решили попробовать себя в местных выборах. Скажем, в Хабаровске координатор Алексей Ворсин баллотируется в мэры. Координатор в Волгограде Алексей Волков готовится идти по одномандатному округу в гордуму – как и красноярский и саратовский координаторы Яна Герасимова и Михаил Мурыгин. Координатор в Челябинске Борис Золотаревский хочет пройти в один из райсоветов. Штабы в Тюмени, Твери, Тамбове, Уфе, Иванове, Архангельске и Краснодаре также участвуют в местных выборах, помогая кандидатам из числа волонтеров или сторонников Навального. «Суммарно на выборах разных уровней 9 сентября мы поддерживаем несколько десятков кандидатов по всей стране», – сообщил Волков.

Но большая часть штабов все-таки взялась за местные проблемы: например, в Ярославле ведут борьбу против экспорта мусора из столичного региона, в Тамбове – против самых высоких в Черноземье тарифов ЖКХ, в Казани расследуют нарушения при госзакупках и т.д. «А мы в федеральном штабе учимся эффективно управлять одновременно 45 разными региональными проектами, контролировать ход 45 разных кампаний», – отметил Волков.

Он сообщил, что в федеральном штабе придумали конкурсы видеороликов, которые призваны стимулировать активность сторонников Навального. «Каждую неделю мы будем отбирать три-четыре лучших ролика и тратить немного денег на их платное продвижение для пользователей YouTube», – пояснил глава федерального штаба. И за последние полтора месяца штабы выпустили 155 видео, больше всех отличилась Казань (11). По итогам конкурса 29 роликов получили своего рода мини-гранты – обычно по 20–30 тыс. руб.

По словам Волкова, 20 тыс. руб. – это 50 тыс. просмотров, то есть «для регионального города средних размеров это означает, по сути, что просто все наше видео посмотрят». Он сообщил, что федеральный штаб следит за эффективностью кампаний по продвижению видео, например отслеживает показатели просмотров. В общем, не зря в комментариях к этому посту Волкову уже ехидно написали – дескать, продолжайте «вариться в этом вашем Интернете».

Таким образом, Навальный, судя по всему, дал отдых своим сторонникам, многих из которых постоянно задерживают правоохранители. Бывали случаи, когда их арестовывали сразу же после выхода из спецприемника после очередной отсидки. Так случилось с координатором во Владивостоке Владимиром Дубовским, а недавно – с петербургским координатором Денисом Михайловым.

Как пояснил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, вряд ли навальнисты полностью уйдут в местную тематику, скорее всего они будут как-то отыгрывать тему пенсионных протестов. Однако он отметил, что в борьбе с местными проблемами обычно выигрывают парламентские партии, которые могут посылать запросы в органы власти, задействовать думские фракции. «У Навального есть задача продержаться, сохранить структуры. Спрашивается: для чего? Наверное, у него есть надежда на возрождение всероссийского протеста, но вопрос в том, смогут ли его штабы найти волнующую народ тему», – сказал эксперт. По мнению Макаркина, дать передышку своим сторонникам от арестов – это вполне рационально, но надолго уходить из протестной повестки не очень хорошо. «Его структуры не находятся в спящем режиме, это кадрированная дивизия, которая всегда может развернуться», – считает он.

Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, напротив, полагает, что «Навальный не смог потянуть большую сеть: для этого нужны ресурсы и сильный центральный аппарат, а этим могут похвастаться только парламентские партии». Эксперт, правда, признал, что ряд активных людей в регионах Навальный смог к себе притянуть – и теперь перевел их в спящий режим в ожидании изменения политической ситуации. «Он прагматик и просчитывает целесообразность действий. Еще часть штабов отомрет, останутся самые эффективные. В основном Навальному они нужны в тех городах, где есть протестный потенциал, а таких пока лишь около десятка», – пояснил Миронов. Он считает, что протестные акции 1 июля не произвели желаемого Навальным эффекта: «Он понял, что политические задачи решаются в Москве и Петербурге, так что основная надежда у него именно на столицы», – заявил эксперт. Любопытно, что как раз Волков так и не ответил на вопросы некоторых комментаторов своего поста о том, чем же заняты штабы Навального именно в Москве и Питере.