Накануне Дня местного самоуправления на разных площадках развернулась дискуссия о необходимости подготовки нового закона о МСУ. Закон «Об общих принципах организации МСУ в РФ», которому в этом году исполняется 15 лет, эксперты признали «не соответствующим сегодняшним реалиям» и даже «вредным», поскольку он «полностью поменял изначально заложенную в нем идеологию». Действующий закон предлагается отменить, но пока не решено, следует заменить его новым законом или концепцией развития местного самоуправления.

О необходимости «ликвидировать закон о МСУ и разработать новый, в котором определить роль местной власти и отношение к ней государства», заявил на международной конференции «Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе» в Госуниверситете управления один из разработчиков закона от 2003 года научный руководитель Российского муниципального форума Александр Широков. Он напомнил, что изначально в законе было описано, что МСУ должно «предоставлять населению услуги, до которых не доходят руки государства», в частности в сфере здравоохранения и образования; привлекать в производство местные человеческие и природные ресурсы; стать центром «публичной власти, которая опиралась бы на общество». «Задачи МСУ за 15 лет не изменились, президент тоже говорит о них. Но законодательство так изменилось, что делает невозможным их решение»,— отметил господин Широков и добавил, что после сотен поправок «закон о МСУ изменил идеологию» и «исправить его нельзя, надо написать новый».

«Я все время внимательно читал послания президента, и все ждал, когда же появятся механизмы реализации этих задач. Но их нет,— заявил академик Российской муниципальной академии Владимир Таболин.— То ли не знают, что делать, то ли не хотят, потому что не нужно местное самоуправление». «Закон вреден» и его надо менять, сказал господин Таболин, но в первую очередь «надо переписать 8-ю главу Конституции» («Местное самоуправление») как не отвечающую сегодняшним реалиям. По мнению завкафедрой региональной экономики и управления территориями Госуниверситета управления Олега Роя, «централизация управления» усилилась после введения назначения глав муниципальных образований депутатами по представлению конкурсной комиссии, этому поспособствовала и передача регионам права определять полномочия муниципалитетов. Господин Рой считает, что нужен не новый закон, а концепция развития МСУ, в которой было бы «описано, зачем нужна местная власть, формы ее реализации», а уже на ее основе можно будет разработать новый закон о МСУ. Концепция, уверен он, «должна носить рамочный характер, а вопросы местного значения для себя определят сами муниципалитеты». Напомним, о необходимости концепции говорилось в докладах РАНХиГС и Общероссийского конгресса муниципальных образований о состоянии МСУ за 2017 год, в которых, в частности, отмечалось, что «ситуационное реагирование на нужды губернаторов» привело к «нарушению баланса между местными и государственными интересами».

Для губернаторов, которые «хотят подчинить себе МСУ», были приняты поправки к закону о местном самоуправлении, позволяющие преобразовывать муниципальные районы в городские округа, говорит президент Клуба европейских экспертов МСУ (КЕЭ) Эмиль Маркварт. «Укрупнения, преобразования — это политические проекты губернаторов»,— сказал он. Исследования, проведенные РАНХиГС, Комитетом гражданских инициатив и КЕЭ в Пермской, Нижегородской, Саратовской, Тульской, Магаданской и Свердловской областях, показали, что преобразования муниципалитетов не дают экономического эффекта. «При этом резко падает вовлеченность населения в решение местных проблем и доступность для него муниципальных услуг. Но, как правило, улучшается квалификация управленческой деятельности»,— отметил господин Маркварт. По его мнению, оправдано лишь укрупнение деградирующих или пустеющих сельских поселений, а преобразования районов в городские округа вообще нельзя допускать, потому что обещанного губернаторами эффекта это не дает и ведет к упразднению поселений и МСУ как такового. Такие изменения закона о МСУ сделали невозможным его исполнение, сказал эксперт: «Закон противоречит конституционной модели МСУ, не говоря уже о Европейской хартии местного самоуправления. Его надо срочно менять».