За месяц после выборов президента рейтинг доверия к Владимиру Путину снизился на 7 процентных пунктов – с рекордных в этом году 55,3% до 48,4%, свидетельствуют данные ВЦИОМа. Снижение началось на первой же послевыборной неделе и фиксировалось на протяжении четырех замеров.

Ожидаемый откат

У других лидеров рейтинга такого тренда нет. Так, число доверяющих министру обороны Сергею Шойгу после выборов сначала выросло с 16,9 до 20%, а затем упало до 17,2%. У министра иностранных дел Сергея Лаврова рейтинг стабильно рос в течение трех недель (с 15 до 18,2%), а на этой неделе тоже снизился до 17,4%.

В 2012 г. рейтинг доверия к Путину, по данным ВЦИОМа, рос не только по мере приближения президентских выборов 4 марта, но и еще пять недель после этого, поднявшись с 52,8% 11 марта до 58,1% 8 апреля, и только потом снизился на несколько процентных пунктов. Своего максимума этот показатель достигал после событий в Крыму (70% в мае 2014 г.) и «ядерной сделки» с Ираном (71% в июле 2015 г.).

Снижение уровня доверия – естественный процесс, под выборы он растет, а после, обычно не сразу, начинает снижаться, говорит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Полстраны можно назвать аполитичными, они включаются в политические темы только во время больших выборных кампаний или экстремальных событий. Поэтому процесс снижения уровня доверия привычный». Новизна заключается в скорости снижения рейтинга, хотя и это связано с информационным фоном, полагает социолог: «Переключателем послужили события в Кемерове, известность которых зашкаливает, эмоции тяжелые. С другой стороны, эскалация международной напряженности отвлекает внимание от внутренних тем. Поэтому выборы, казавшиеся важными всего несколько недель назад, отошли на задний план». В отношениях с Западом сейчас позиция России оборонительная, президент ведет себя сдержанно, отмечает Федоров. Хотя тут тоже работает информационный фактор, добавляет он: «Чем больше Путина в СМИ, тем выше уровень доверия. В любом случае то, что уровень доверия к Путину не снижается никогда ниже 45%, говорит о том, что беспокоиться не о чем. Впереди много информационных поводов, и рейтинг отыграет вверх».

Демобилизация избирателей

Снижение рейтинговых показателей после выборов предсказуемо, о тенденции можно будет говорить лишь через полгода, считает руководитель экспертного совета близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов: «Никакие события на снижение доверия не повлияли. Времена суток меняются вне зависимости от погоды. Рейтинг политика всегда снижается после выборов – это железное правило». Во Франции через год после выборов президента рейтинг Эмманюэля Макрона упал более чем в 2 раза, у президента США Дональда Трампа рейтинг тоже снизился, перечисляет эксперт. При этом сравнивать уровень доверия россиян к министрам и к президенту нельзя, уверен Кузнецов: «У них единственный совпадающий критерий – то, что они политики. Все остальное – природа формирования рейтинга, источники легитимности, функции и выполняемые задачи – разное. Сравнивать их – это то же самое, что сравнивать сборные России по футболу и по хоккею».

Падение рейтинга доверия к Путину связано с уровнем пропагандистского давления на избирателей, который был в ходе этой президентской кампании, считает политолог Григорий Голосов: «В 2012 г. были негативные факторы, влиявшие на президента и вызванные протестным движением 2011–2012 гг. В этом году ничего подобного не было». К моменту выборов уровень «условного доверия» достиг пика, а затем сработал эффект пружины, поясняет эксперт: «Давление достигло максимального напряжения, но, как только оно ослабевает, пружина отскакивает. Через какое-то время стали сказываться и события, которые в большей степени были негативными». Уровень доверия к Путину условный, поскольку в международной социологической практике политическое доверие – понятие, имеющее смысл при наличии альтернатив, добавляет Голосов: «А если альтернативы действующему политику или правящей партии нет, то доверие, которое фиксируется опросами, – это вера в то, что государство на своем месте и выполняет свои функции. Если других претендентов на власть нет, то, когда человек в ответ на вопрос о доверии к единственно возможной власти говорит, что доверяет президенту, он имеет в виду, что лучше, когда есть какое-то государство, которое поддерживает порядок, чем когда никакого нет».

Происходит такой «отходняк» после предвыборной мобилизации и мощной концовки кампании, наступает расслабленность по отношению к президенту, считает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Общественное мнение отмеряет новый срок с выборов, а не с инаугурации. И начался он символическим образом с ошеломительных событий – пожара в Кемерове, отравления детей и протестов в Волоколамске, событий вокруг отравления Скрипаля, санкций против России, бомбардировки США Сирии. Это эффект психологически тяжелого для нации начала нового срока». Кроме того, мобилизационный эффект, связанный с антизападной риторикой, становится рутиной, прессинг негативных новостей начинает раздражать – возможно, падение связано и с этим, добавляет он.