В большинстве (41 из 80) российских региональных центров введена должность назначаемого главы города, который одновременно руководит администрацией. Двуглавие, когда главой (мэром) считается спикер гордумы, избранный депутатами из своего состава, а администрацией руководит назначаемый сити-менеджер, сохраняется лишь в 30 региональных столицах. Эксперты считают, что одноглавая система удобна для губернаторов, так как уменьшает конфликты при назначении и работе ставленников глав регионов.

После того как заксобрание Свердловской области отменило прямые выборы мэра Екатеринбурга (градоначальник имел статус спикера гордумы) и ввело в городе должность назначаемого главы, который управляет администрацией, количество региональных центров с такой системой власти достигло 41 из 80 (см. карту-схему). Это больше половины столиц субъектов РФ (еще три региона — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — не являются муниципалитетами, а Ленинградская и Московская области не имеют столиц). На схему назначения мэра—главы администрации уже перешли 9 из 13 муниципалитетов-миллионников: помимо Екатеринбурга, это Красноярск, Пермь, Нижний Новгород, Челябинск, Воронеж, Ростов-на-Дону, Омск, Самара. Отметим, что назначение мэра—главы администрации введено и во многих протестных российских городах, жители которых ранее выбирали оппозиционных градоначальников: в Ярославле, Петрозаводске, Архангельске, Нарьян-Маре.

Закон, вводящий одноглавую систему управления, при которой глава города назначается и управляет одновременно администрацией, был принят в 2015 году. До этого мэр, который руководит администрацией, мог выбираться только на прямых выборах либо депутатами из своих рядов, в случае назначения главы администрации по конкурсу мэром считался спикер гордумы. Менять схему управления муниципалитетами региональным заксобраниям было разрешено в ходе последней реформы местного самоуправления (МСУ), принятой в 2014 году. Тогда муниципалитеты массово начали переходить на двуглавую систему.

Прямые выборы мэра сохранились только в одном российском миллионнике — Новосибирске, который возглавляет коммунист Анатолий Локоть. В трех — Казани, Волгограде и Уфе — работает двуглавая схема. Главой города считается спикер гордумы, избранный депутатами из своего состава, а администрацией руководит нанятый по контракту сити-менеджер. Такая схема работает еще в 30 региональных центрах. Ранее она была наиболее распространена.

Жители еще семи региональных центров (кроме Новосибирска, это Анадырь, Кемерово, Томск, Абакан, Хабаровск и Якутск) имеют право выбирать мэра—главу администрации. В Улан-Удэ горожане могут выбрать мэра-спикера (такая схема действовала в Екатеринбурге), а в Иркутске действует уникальная схема: градоначальника, который руководит администрацией, избирают депутаты гордумы из своих рядов.

«Двуглавие содержит в себе потенциальный конфликт между спикером и сити-менеджером. Кроме того, чтобы назначить главу администрации города, губернатору надо договариваться с депутатами, с мэром—спикером гордумы. Назначить единого главу проще: действий и договоров меньше»,— пояснил “Ъ” эксперт по МСУ Комитета гражданских инициатив Андрей Максимов массовый переход региональных столиц на одноглавую систему управления. В сохранении двуглавой системы единой схемы не прослеживается, говорит эксперт: «Региональные власти не хотят передавливать там, где с городскими властями, например Мурманска, отношения уже непростые. Кроме того, двуглавая схема может полностью устраивать всех региональных игроков, как в случае Ульяновска и Пензы. В-третьих, депрессивные территории могут медленнее принимать новации»,— рассуждает эксперт. Политолог Александр Кынев уверен, что основополагающую роль играет наличие или отсутствие прямых выборов мэра. «При назначении главы администрации трудно сказать, что лучше или эффективнее — одноглавие или двуглавие. Первое уменьшает риски возникновения конфликтов, но в случае раскола в депутатском корпусе гордумы и они не исключены»,— уверен эксперт.