Сегодня в «Яблоке» стартует волонтерский проект для проведения агитации «от двери к двери» за кандидата в президенты Григория Явлинского. Сам он резко изменил предвыборную риторику, перейдя от либеральной тематики к социальной. Эксперты полагают, что Явлинский понял – борьба за расширение ядерного электората успеха не принесет, необходимо претендовать на часть провластного большинства.

Как рассказал зампред «Яблока» Николай Рыбаков, добровольцы будут регистрироваться на сайтах «Явлинский 2018» и партийном портале. «Мы рассчитываем привлечь более 50 тыс. активистов из всех регионов России. В базе контактов «Яблока» около 270 тыс. человек, которые уже работали с партией», – пояснил он. Волонтерам предстоит раздача агитматериалов, работа в соцсетях, наблюдение на выборах. Рыбаков отметил, что для активистов задача-минимум – привлечь по десятку друзей и родственников, напомнив, что «за нас на думских выборах, даже по официальным данным, проголосовали миллион человек».

Между тем Явлинский перешел к практически социалистической риторике. Так, в Ростове-на-Дону он заявил, что для такого региона «зарплата 27 тыс. руб. – это катастрофа». 

В программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» Явлинский презентовал первые пункты плана своих действий на президентском посту в первые 100 дней.

Это, во-первых, введение базового дохода – сначала для живущих в «самых депрессивных и бедных регионах» пенсионеров и инвалидов. Это будут персональные счета, на которые необходимо перечислять средства от продажи природных ресурсов. Потом список получателей надо будет расширять. На вопрос о сумме Явлинский пояснил – примерно в размере средней зарплаты региона, то есть в районе 20 тыс. руб.

Второй пункт – это освобождение от подоходного налога тех граждан, доход которых меньше прожиточного минимума на одного члена семьи. Третий – это изменение структуры расходов бюджета, перераспределение денег от силовых ведомств на образование и медицину. Кандидат обещал перераспределить и налоги между федеральным Центром и регионами в пользу последних. И наконец, четвертая мера – заставить госкорпорации перечислять 50% прибыли в Пенсионный фонд, сделав их акционерами этой структуры – «и забыть о повышении пенсионного возраста».

Ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил, что «Яблоко» всегда уделяло большое внимание социальной политике. «В западной системе координат «Яблоко» было бы левоцентристской партией, а у нас его относят к правым. Так что ничего неестественного в риторике Явлинского нет», – пояснил Макаркин.

Эксперт отметил, что корректировка образа и риторики Явлинского имеет политтехнологическую подоплеку с целью повысить к нему интерес. «Но таким образом он либеральную часть своего электората может оттолкнуть к Собчак, хотя соперничает он как бы уже и не с ней, а больше с Путиным. Явлинский хочет выглядеть аксакалом на контрасте с Собчак, но борода его старит, а избиратель хочет видеть президента активного», – считает Макаркин.

Он сомневается, что тактика Явлинского приведет к уводу из путинского электората какого-то серьезного процента. «Скорее всего он ориентируется на колеблющегося избирателя, который голосовал в разное время за разные силы. Это умеренно-протестный электорат, который, возможно, сейчас не хочет голосовать за президента», – заметил Макаркин, пояснив, что полностью его мобилизовать Явлинскому вряд ли удастся. «У «Яблока» сложился образ партии либеральной и демократической, поэтому провластный электорат не будет за ее кандидата голосовать. И хотя для этого избирателя новости из телевизора играют большую роль, но даже при полном согласии людей с позицией Явлинского у них будут и аргументы против – это и его образ из 90-х, и нынешняя внешнеполитическая риторика», – считает эксперт.

Политолог Андрей Колядин уверен, что изменение риторики и имиджа Явлинского – это, «бесспорно, именно политтехнологичное решение». «У нас государство стало исключительно патерналистским, народ желает, чтобы его обеспечивали, и Явлинский не может эту ситуацию игнорировать. Если он скажет, что нужно затянуть пояса и провести реформы, чтобы изменить ситуацию, то никто за него просто не проголосует», – подчеркнул эксперт.

По его словам, «в глубине души Явлинский и за свободу слова, и за демократические принципы избрания власти, и за многое другое, но он понял, что люди плохо реагируют на понятие «либерализм» – и Явлинский сейчас вынужден быть популистом». Колядин пояснил, что свой новый образ кандидат предлагает не молодежи, а избирателям в возрасте после 40 лет, которых как раз и большинство. «Он сейчас перешел от соперничества с Собчак и от либеральной аудитории к соперничеству со всеми остальными кандидатами и на то поле, где 88% избирателей. И где находятся и Путин, и Жириновский, и Грудинин», – сказал эксперт.

Проблема Явлинского, по его мнению, в том, что «выиграть у Путина невозможно, даже если угадаешь все модные тренды, будешь ходить в правильной одежде и с бородой». Впрочем, признал Колядин, «это, конечно, правильное поведение, когда политик просчитывает каждый свой ход». Такая стратегия, возможно, позволит откусить проценты у Путина, а значит, и обойти большинство других кандидатов. Это означает, что Явлинский может претендовать на третье-четвертое место в гонке – после Грудинина и, видимо, Жириновского.