14 января, в воскресенье, «Единая Россия» провела в своих общественных приемных акцию по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата Владимира Путина. Согласно официальным сообщениям на сайте партии, только за один день удалось собрать более 200 тысяч подписей.

При этом официальный штаб Владимира Путина еще в конце прошлой недели заявил, что необходимые 300 тысяч подписей, которые нужны ему для регистрации на президентских выборах как самовыдвиженца, уже собраны. В понедельник штаб Путина заявил, что собрано уже более 700 тысяч подписей. Официальный штаб при этом открылся только в начале прошлой недели, хотя сборщики подписей начали работать гораздо раньше.

Znak.com публиковал репортаж о том, как идет сбор подписей в одном из торговых центров Екатеринбурга. Люди действительно идут подписываться, и проблем с «чистым» сбором подписей возникнуть было не должно. Инициативная группа по выдвижению Путина и его уполномоченные по финансовым вопросам были зарегистрированы Центризбиркомом еще 28 декабря, тогда же был открыт избирательный счет.

При этом в соцсетях пользователи отметили некоторую несогласованность в работе штаба по сбору подписей: об окончании сбора заявили всего через пару дней после официального запуска штаба, а флешмоб «Единой России» состоялся и вовсе через несколько дней после этого заявления. Депутат Госдумы Евгений Ревенко на своей странице в Facebook назвал акцию «Единой России» флешмобом, который должен дать возможность всем желающим подписаться в поддержку выдвижения Путина, хотя необходимые подписи уже собраны.

Собеседники говорят, что причина рассогласованности — напряжение «Единой России» по поводу того, что партия в кампании задействована мало. При этом штаб, напротив, хотел как можно скорее отрапортовать о небывалом успехе по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата, и, таким образом, произошло столкновение интересов разных групп желающих внести как можно более значимый и публичный вклад в кампанию Владимира Путина, надеясь на заслуженные награды в будущем. 

Политолог Московского центра политических технологий Татьяна Становая считает, что нынешний сбор подписей, организованный единороссами, — это не юридическая процедура, а политическая акция по мобилизации населения. 

«Подписать — [значит] зафиксировать свою гражданскую позицию. И тут есть желание произвести на электорат (и конкурентов) впечатление масштабом этой поддержки. Подписи тут нужны не для того, чтобы ЦИКу показать, что Путин достоин, а для того, чтобы подчеркнуть безальтернативность Путина еще на этапе выдвижения. Поэтому они и говорят „флешмоб“. Кстати, это приобретает особое значение и на фоне готовящейся акции Навального. С одной стороны, внесистемная оппозиция, которая пытается организовать забастовку избирателей, с другой стороны — бегущий подписываться за Путина „народ“», — говорит Становая.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев не видит проблемы в сборе подписей после объявления, что они уже собраны.

«С точки зрения рядовых граждан, все красиво. Единый день сбора подписей, проведенный ЕР, убедил самых упертых, что подписи собраны без админресурса, что сбор реально велся, что подписи настоящие. Акции ЕР идут вверх. А на детали обращают внимание единицы. Да и полмиллиона собранных подписей звучит лучше, чем триста тысяч. Убедительнее и солиднее», — считает Калачев.

Политолог Михаил Захаров напоминает, что все-таки «Единая Россия», штаб кандидата и процесс сбора подписей — три разные сущности: у ЕР свой аппарат, свой актив и свой сбор подписей, у «Волонтеров Победы» — свой, штаб был официально презентован — по факту работа-то уже шла.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов напоминает, что при сборе подписей приходится решать несколько разных задач: а) демонстрировать лидерство по скорости; б) растягивать тему для присутствия в повестке (тем более что плотность выдвижения инициатив в кампании Путина пока не набрала темп); в) проводить мягкую мобилизацию искренних сторонников — не мешать им хотеть подписаться; г) демонстрировать собственную роль в том, как ковалась победа Путина — и здесь интересантов много, в том числе среди собирающих подписи структур.

Наконец, политолог Аббас Галлямов считает, что, видимо, все проблемы являются следствием того, что решение о самовыдвижении и необходимости собирать подписи было принято в последний момент. «Видимо, расчёт был все-таки на то, что Путин пойдёт от ЕР и собирать подписи будет не нужно», — заключает Галлямов.