В Центризбиркоме 29 ноября презентуют визуальную концепцию президентских выборов. Эксперты отмечают, что агитация по побуждению граждан к приходу на избирательные участки ожидается весьма интенсивной. А вот эффективность такой агитации окажется в прямой зависимости от того, насколько конкурентной предстоящая кампания будет выглядеть в глазах электората.

Как сообщили в Центризбиркоме, на презентации представят основные визуальные элементы. Будет также рассказано об информационных этапах предстоящей президентской кампании и их особенностях. В пресс-службе ЦИК РФ пояснили, что визуальная концепция грядущих выборов – это баннеры, растяжки, буклеты, видеоролики и многие другие материалы с информацией о мартовском голосовании.

«Это не агитация, а именно информирование и призыв прийти на выборы», – подчеркнули в Центризбиркоме.

При этом в ведомстве отметили, что информацию об интенсивности и объемах информационной кампании представить пока не могут. Дело в том, что еще непонятно, даст ли ЦИК какие-то четкие рекомендации уже 29 ноября и в дальнейшем будет жестко держать все процессы под своим контролем. Или же, что также не исключено, все вопросы по информированию электората станут решать региональные комиссии и избиркомы на местах.

Напомним, что визуальная концепция разрабатывалась с лета 2017 года по заказу ЦИКа, проводился даже специальный творческий конкурс. Свои работы тогда представили семь участников. По итогам предварительного обсуждения лидерами были признаны две крупные PR-компании – «ИМА-консалтинг» и «Михайлов и партнеры». В итоге независимое жюри и признало первую из этих структур победителем творческого конкурса.

Принял Центризбирком и постановление о комплексе мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах в президенты. Секретарь ЦИКа Майя Гришина уточнила, что он предусматривает публикацию биографических данных, сведений о доходах и расходах кандидатов и их супругов, зарубежном имуществе и сделках.

Согласно документу, фотографии на информплакатах будут цветными, фото всех кандидатов должны быть одинакового размера. Данные материалы в территориальных и участковых избиркомах должны появиться не позднее 30 дней до дня голосования. В общем, все будет нацелено на то, чтобы граждане России случайно не оказались не в курсе надвигающихся событий. Напомним, что после вялой думской кампании власти серьезно озаботились мерами по повышению явки уже на президентских выборах.

Член экспертного совета при главе ЦИКа, сопредседатель движения «Голос» Андрей Бузин напомнил, что на выборах федерального масштаба особенно высокая интенсивность призывов голосовать наблюдалась в 2007 году, когда президент Владимир Путин в эфире федеральных телеканалов лично просил избирателей прийти на парламентские выборы. По мнению эксперта, эффективность предвыборного информирования ЦИКа будет зависеть от того, насколько выборы будут конкурентными. «Когда выборы конкурентные, особой нужны в навязчивых призывах нет. Но сегодня наблюдаются признаки того, что выборы будут как раз низкоконкурентными, что неизбежно отразиться на явке», – пояснил он. Бузин не сомневается, что все равно «будут мобилизованы все средства, разве что из утюгов не будут агитировать».

Однако он считает, что важно не столько количество, сколько качество такой агитации: «Раньше просто объявляли дату выборов и призывали людей голосовать. Но от этого надо уходить. Нужно информацию обо всех аспектах участия в выборах размещать не только на участках в день выборов, но и в любых общедоступных местах еще во время агитационной кампании». Бузин при этом, конечно, не исключил и того, что власть будет проводить скрытую агитацию за главного кандидата под видом информирования.

Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров заявил: «Сомнений в результате президентских выборов нет никаких. И в этих условиях люди не чувствуют потребности идти на участки. Поэтому Кремлю важны два результата: во-первых, как будет выглядеть явка по сравнению с предыдущими президентскими выборами, а во-вторых, как будет выглядеть результат кандидата власти по сравнению с социологическими рейтингами».

При этом он отметил, что сценарий нынешней кампании пока не оглашен, так что прогнозы трудно строить без понимания двух ее ключевых моментов – будет ли Путин выдвигаться и кого он выберет в спарринг-партнеры. Поэтому, предположил Петров, выборы в любом случае постараются разнообразить – то ли основателем «Яблока» Григорием Явлинским, то ли телеведущей Ксенией Собчак. Но в любом случае, уверен эксперт, интенсивность официальных призывов прийти на голосование будет зашкаливать.