Алексей Навальный, судя по всему, нашел способ преодолеть запрет на проведение своих предвыборных встреч в больших городах. В их согласовании местные власти штабам оппозиционера в последнее время категорически отказывают. Прошедший же в воскресенье митинг в Тамбове стал своего рода экспериментом – без какого-либо формального разрешения мероприятие было проведено на частной территории одного из торговых центров. Навальнисты уже объявили сбор предложений от владельцев цехов и ангаров, клубов и лофтов, стадионов и парковочных площадок.

Секрет первым раскрыл сам Навальный. Вот как он написал о своей воскресной поездке в Тамбов: «Отличное завершение нашего предвыборного турне на этой неделе. Прекрасный воодушевляющий митинг в Тамбове. 

Он к тому же еще и экспериментальный был – разрешений-то нам не дают теперь, и мы проводили его на частной территории». По словам оппозиционера, «смелый честный человек из местного бизнеса предоставил свой земельный участок у торгового центра».

Как отметил Навальный, «местные власти наш эксперимент расстроил, и они всю неделю использовали все СМИ для того, чтобы испугать народ: митинг несанкционированный, разгонят, арестуют. Но очень хорошо все вышло. Люди пришли, много». И действительно, сопротивление властей продолжалось до последнего – когда встреча горожан с Навальным на территории торгового центра «Башня» уже шла, в здании было отключено электричество.

Напомним, что глава федерального штаба Навального Леонид Волков уже на прошлой неделе сделал однозначный вывод: получать разрешение на предвыборные митинги Навального все сложнее. Причем в большинстве городов власти вопреки закону отказывают в согласовании акций без предоставления альтернатив. 

«Изучаю таблицу с ответами мэрий 39 российских городов на 195 заявок-уведомлений о проведении встреч Навального со сторонниками. Все очень наглядно и наивно. В огромном Красноярске «нет ни одной свободной площадки», а в небольшом Сыктывкаре есть. В Ростове-на-Дону считают встречу с Навальным «антиконституционной», а в Курске уже не считают, там, очевидно, разные Конституции», – подчеркнул Волков.

Однако тот же Волков заявил: «Мы в любом случае будем продолжать турне. У нас есть идея, как проводить встречи в больших городах».

И вот теперь от его имени в соцсетях вывешено такое объявление: «Все прошло успешно, мы готовы тиражировать этот формат. У вас есть лофт, ангар, клуб, площадка, цех, стадион? Пишите».

Издание обратилась за комментариями к опытным организаторам митингов. Член Комитета протестных действий (КПД), руководитель программы поддержки политзаключенных правозащитного центра «Мемориал» Сергей Давидис отметил: «Мы говорим о казуистических и противоправных ограничениях со стороны властей, которые, если захотят, найдут основание и для запрета мероприятия на частной территории». Так что закон и Конституция, позволяя проводить митинги, находятся на стороне оппозиции, но если власти их незаконно запрещают, то «произвол и беззаконие обойти нельзя».

Член КПД, сопредседатель московского отделения ПАРНАСа Михаил Шнейдер рекомендовал Навальному заручаться поддержкой местных депутатов: «В закон о митингах внесли изменение, согласно которому депутат все же имеет право встречаться с жителями, например, в большом дворе какого-то дома. И на эту встречу депутат может пригласить, скажем, того же Навального».

Глава московского «Яблока» Сергей Митрохин отметил, что в случае отказа властей проводит встречу с гражданами в качестве кандидата в мэры Москвы – «и хотя статус неофициальный, это защищает меня от действий полиции». Он напомнил, что закон о митингах не очень четко прописан и это иногда играет на руку оппозиции: «Мы можем в рамках обсуждения какой-либо проблемы собираться у органов власти, имеющих к ним отношение, и устраивать там общение. Это пока законом не запрещено». Наконец, по словам Митрохина, можно устроить народный сход – это мероприятие отличается от митинга тем, что нет плакатов, скандирования лозунгов и аппаратуры, за исключением мегафона.

Член КПД Сергей Шаров-Делоне считает, что снять клуб или что-то аналогичное – это приемлемый вариант: «Можно организовать какую-то встречу, снять зал, объявив, что пройдет дискуссия или, например, лекция. Но есть риск, что клубам тут же поступят рекомендации не предоставлять помещения». Точно такие же указания, впрочем, могут получить и владельцы частных территорий, хотя по закону ограничений здесь нет никаких.

Технологию «лекция как предлог» уже использовала в Екатеринбурге телеведущая Ксения Собчак. Хотя заявленной темой ее общения с людьми был «Тайм-менеджмент молодой мамы», за пару часов до него в том же коворкинге «Соль» она провела и встречу с избирателями. Правда, Собчак сообщила, что на площадь она выходить и не собиралась. То есть теоретически Навальный может ездить по городам и читать лекции, например, о борьбе с коррупцией.

Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов пояснил, что митинги на частных территориях – это действительно выход для Навального, но всего лишь временный. «Это может кончиться претензиями к собственникам. Скорее всего на них начнут давить – и они сломаются быстро. Властям в большинстве случаев достаточно будет сделать один звонок», – считает эксперт. То есть первые города Навальный проскочет легко, но потом с ним начнут бороться. Впрочем, в больших городах у него будет больше места для маневра, чем в малых.

«Раньше Навальный не церемонился: если что-то не устраивает – идем на Тверскую. Сейчас он ищет способы не идти на обострение, а обойти запреты. Это говорит о снижении накала его президентской кампании», – заявил Миронов, отметив, что дело не только в сезонном похолодании, но и в объективном спаде внимания к нему на фоне превращения выборов президента в шоу.