Раз виноват – гони мандат?

Депутата Курской областной думы от КПРФ Игоря Астапова заподозрили в предоставлении недостоверных сведений о своих доходах и имуществе. Более того, местная прокуратура установила, что народный избранник не указал в декларации десятки квартир в десятки миллионов рублей.

Однако, материалы проверки не заставили депутатов Облдумы хотя бы пожурить своего коллегу, не говоря уже о том, чтобы отозвать его депутатский мандат. Более того, в ответ на требование прокуратуры лишить Игоря Астапова депутатского мандата в связи с нарушением антикоррупционного законодательства, депутаты, недолго посовещавшись, решили не увидеть в действиях Астапова ничего противозаконного. Подумаешь, 38 «лямов» прошли мимо декларации…

Ну, а чтобы прокуратура не цеплялась, декларацию супруги депутата-коммуниста, которой и принадлежат квартиры, просто дополнили «задним числом» до нужной сумы с учетом «не достававших» 38 миллионов.  Может и у других курских депутатов «рыльце в пушку»? Тем не менее, своим решением не наказывать проштрафившегося коллегу они создали опасный прецедент – теперь депутаты и в других регионах вполне могут подумать, что у них есть право на «забывчивость», за которую ничего не будет.

Ведь до этого бывало как. Четверо брянских депутатов попались на неполном заполнении декларации, троих по представлению прокуратуры лишили мандатов сразу, а одного через суд.

В подмосковном Пушкино прокурорские выявили «недостачу» в депутатских декларациях за 2016 год – «штрафников» из депутатов попросили их же коллеги.

Депутат из Ростовский области Андрей Афанасьев забыл вписать в декларацию доход не десятки миллионов рублей - всего лишь сумму за проданный автомобиль. И он уже – экс-депутат.

На Ставрополье депутатам, забывающим вносить в декларации доходы супругов и детей, живо напоминают о том, что это есть нарушение федерального закона, за которым автоматически следует рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия.

В Краснодарском крае, видимо, давно никого не наказывали в депутатском корпусе – зарвались люди с полномочиями, забыли об ответственности. Недавние прокурорские проверки выявили, пожалуй, самые массовые нарушения за последние годы.

По итогам проверок 98 гражданских и 390 муниципальных служащих были привлечены к дисциплинарным взысканиям, в связи с утратой доверия уволены три государственных гражданских служащих и семь муниципальных. А еще 64 депутата разных рангов в крае стоят на очереди, чтобы распрощаться со своими мандатами и уйти на «гражданку» по «статье». 

Или оставь себе – еще пригодится

Масса примеров тому, что сокрытие доходов является для депутатов «отягчающим обстоятельством» для досрочного лишения его полномочий. И лишают, и свои же коллеги-депутаты голосуют «за» увольнение провинившегося народного избранника, и практически всегда и везде итоги прокурорской проверки не оспариваются, а принимаются, как должное. Преступил закон – получи наказание. В данном случае наказание – отозванное депутатство. Как говорится, мандат на стол…

Куряне, похоже, решили эту ситуацию переиграть на свой лад. Сделал «домашнее задание» неправильно – «двойку» сразу не ставим. Быстренько делаем «работу над ошибками» – работа сдана. «Зачет» получен. А если бы вдруг никто не заметил ошибок – так бы и проскочило. Может, и проскакивает. Может, и не только в Курской области.

Вон, к примеру, в Красноярском крае чиновники и депутаты массово скрывают от посторонних глаз свои загородные «терема» и счета с кучей нулей в банках. А кресла из-под них никто вынимать не спешит.

На сокрытии доходов попадались сотрудники департаментов горхозяйства, муниципального имущества и земельных отношений, контрольно-счетной палаты. Вышестоящим чиновникам администрации они прекрасно известны. Но ни о каких отставках или заявлениях об увольнении слышно не было.

Такая же ситуация и в Красноярском Горсовете. Еще в мае этого года прокуратура Красноярска потребовала забрать мандаты у 5-ти депутатов горсовета за то, что они не сдали декларации о доходах в установленные сроки - до 30 апреля. Позже выяснилось, что проблемы с декларациями есть еще у двух десятков их коллег. На этот раз нарушения связаны с недостоверными данными.

Установлено, что семь депутатов не отразили сведения о том, что являются учредителями юридических лиц. Займы и долги народных избранников исчисляются миллионами, но в декларации не указаны. Например, один из депутатов, заключив ранее договоры займа на сумму 3 млн. руб., сведения о них в декларации не отразил, другой забыл о неоплаченной задолженности более 3-х миллионов рублей, взысканной по решению суда.

Двое депутатов так же в свое время получили премию от администрации города Красноярска, однако посчитали излишним вносить эти денежки в свои декларации. Есть среди нарушений и не внесенные 750 тысяч за проданную машину, и 600 тысяч дохода от коммерческих предприятий, и даже неуказанная компенсация расходов на осуществление депутатских полномочий.

Местная прокуратура не спешит раскрывать обществу имена провинившихся депутатов – возможно, из-за массовости нарушений. Ведь если депутаты, нарушившие закон, сложат свои полномочия, то красноярский горсовет фактически станет нелегитимным и должен будет объявить о роспуске. Но, понятное дело, те, кому положено обладать такой информацией, они ей обладают.

Единственная на сегодня мера ответственности в таких случаях – лишение депутатов их полномочий. Но даже этого в крае пока никто не торопится делать. Причем, если курские депутаты своего коллегу «отбили», в наглую дозаполнив его декларацию постфактум, уже после выявления нарушения – то в Красноярском крае власти к этой проблеме глухи и слепы, словно вообще ничего не происходит.

Как научить народных избранников говорить правду

Понятное дело, что выявляемые прокуратурой нарушения могут быть лишь верхушкой айсберга, каплей в море. Вполне вероятно, что свои основные активы и доходы чиновники и депутаты прячут под «вторым дном». Есть оффшоры, есть подставные директора, есть «дочки» и «внучки» головных предприятий, которые без серьезного расследования никак не притянешь к «слугам народа».

Ну, не принято у них оформлять имущество, бизнес и другие ценности на себя или очень близких. То ли хочется казаться поближе к народу, то ли не хочется лишнего внимания со стороны правоохранительных органов. Но этот вопрос более серьезный и требующий отдельного внимания и общества и фемиды.

Но даже имущество и доходы, записанные на родственников, которых в своей чиновничьей или депутатской декларации в обязательном порядке необходимо указывать, прописывается далеко не всегда. Почему, если достоверность или недостоверность указанной в декларации информации выявляется прокурорскими без особого труда? Да просто пришло, видимо, время сказать, что декларация о доходах, которую обязаны заполнять чиновники, не оправдывает себя в той мере, в которой это необходимо для настоящей, а не показушной борьбы с коррупцией. Тем более, что переписав свой бизнес на друга детства, супругу или сына, можешь этот доход в декларацию не вносить. Даже, если все знают, что с этого бизнеса «купоны» стрижешь ты.

Надо признать, что задекларированные доходы чиновников не являются той величиной, по которой можно ориентироваться, пытаясь решить проблему с нечестными декларациями раз и навсегда. В борьбе с коррупцией однозначно необходимо проводить ряд реформ.

Есть мнения, согласно которым честность в чиновниках и депутатах сможет выработать большая государственная зарплата. Мол, то, что получают народные избранники сейчас, не стимулирует их отдавать себя всецело лишь государевой службе – хочется больше денег, вот они и ныряют, где «поглубже», чтобы заработать дополнительно.

Думаю, искать причину недобросовестности депутатов здесь – большая ошибка. Во-первых, официальные доходы чиновников за последние пять лет выросли в 4,5 раза, если судить по их налоговым декларациям. А их оклады в большинстве регионов превышают средний показатель зарплаты, как минимум, в несколько раз.

Во-вторых, человек идет не просто «работать депутатом» – он «народно избирается», чтобы действовать во благо людей. И, если это действительно заложено в кандидате в депутаты, он должен понимать, что отныне именно это его главное занятие, а не компания, по-быстрому переписанная на жену или сына с дочкой. Но, видимо, не заложено.

Поэтому, фирма, приносящая миллион-другой в месяц, остается для чиновника или депутата главным детищем – а сотка тысяч от государства за службу, это так – дополнительный заработок. Вот и выходит, что депутат у нас – это народный избранник «по совместительству».

В общей сумме доходов заработок, который  платится чиновникам из государственного бюджета, для многих из них составляет очень небольшой процент, едва ли способный кардинально изменить отношение «государева слуги» к своей работе.

Поэтому есть острая необходимость чётко разграничить бизнес и политическую деятельность каждого депутата на законодательном уровне. Хочешь служить государству – продавай бизнес. Но сделка по избавлению от бизнеса должна подвергаться жесткой и реальной проверке самого высокого уровня. Чтобы не проходила переписка компаний на жен или бывших одноклассников. Такое жесткое отношение, вполне вероятно, отпугнет кое-кого от депутатства, а значит, есть вероятность, что мандаты получит больше тех людей, которые действительно хотят работать на людей, а не просто отсидеться в депутатах, лоббируя под шумок свой бизнесок.

Или когда, к примеру, человек только стремится в депутаты, оставляя другую государственную должность, а уже попадается на сокрытии доходов – как ему будет вера как народному избраннику? Тут бы впору самому сойти с дистанции…

Однако, история с бывшим главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, который в прошлом году, баллотируясь в Госдуму, был уличен в том что не задекларировал земельный участок площадью 1479 кв. м и жилой дом в 154,6 кв. м в селе Константиново Московской области, показывает совсем другое. По словам помощников, он просто забыл это сделать - а значит, воспринимать слишком критически сей момент не стоит. Понятное дело, и сам «забывчивый» господин Онищенко не собирался из-за такой «мелочи» давать задний ход. Передний ход позволил ему осесть в Думе.

Такая безнаказанность окрыляет – поэтому есть и необходимость повысить штрафы для чиновников по тем или иным коррупционным позициям. Если кто-то из чиновников или депутатов решил воспользоваться возможностью загрести на лапу, он постоянно должен помнить о том, что сумма штрафа, под который он может попасть, с таким количество нулей, что их сразу и не сосчитаешь. Попадешь под такой штраф – и, как говорится, все, что нажито нечестным и даже честным путем, может уйти в его уплату.

Ну, и конечно, тюрьма. Она для нечистых на руку слуг народа должна всегда оставаться не только страшным сном  – но и логической реальностью. И чтобы не два года условно – а «десятку» с конфискацией. И сто раз подумает такой деятель, прежде, чем украсть – а с чем он оставит свою семью, для которой и крал?

Ну, и, наверное, каким-то другим должен быть контроль, в том числе, и общественный, за деятельностью госслужащих. Если государство, отчасти научившись выявлять коррупционные преступления, до сих пор не успевает предупреждать их, возможно, профилактикой чиновничьей коррупции должны заниматься какие-то общественные советы? Но не общего формального толка – а, к примеру, небольшая команда активистов из рядовых избирателей, закрепленная за каждым депутатом, способная вести некий депутатский дневник», оценивающий деятельность народного избранника.

Возьмите дневник школьника, полистайте – выставленные по предметам и по поведению оценки сразу скажут, что за ученик перед вами. Когда в школьном дневнике перебор «двоек», ученика могут оставить на второй год или отчислить из учебного заведения. Почему бы для депутатов не ввести оценку их деятельности по «четвертям», «полугодиям», «семестрам» и т.д.? Ведь по нарушителям более-менее понятно – но если человек пришел просто отсидеться, получая неслабую зарплату, но не нарушая закон и старательно вписывая в декларацию каждый заработанный рублик, его никто мандата не лишит.

Это у солдата во время сна служба идет – у депутата даже во сне мозги должны работать на благие дела. Ведь именно для их решения его и выбирали – а не потому, что «свято место» на данный момент было пусто.

Курские областные депутаты, судя по всему, пришли на «свято место». Эти же места заняли и красноярские, да и многие другие «народные избранники». А пока это происходит так – слово «депутат» в нашей стране будет иметь нарицательное значение. А выражение «народный избранник» перестанет быть словом-синонимом. Какие же это народные избранники, если они там у себя решают свои собственные задачи, в том числе, как бы повысить себе доход – а народ пытается выжить самостоятельно, абсолютно не питая иллюзий относительно помощи депутатства в целом. Так будем что-то менять в этой жизни – или хотя бы перестанем выбирать тех, кого нам подпихивают? Государство, ты нам поможешь направить на путь истинный наших пока еще народных избранников?