Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина проанализировал характер агитации перед региональными выборами 10 сентября. С 2013 г., когда единый день голосования перенесли с октября на начало сентября, агитация становится все более вялой, но в этом году – особенно, пишут эксперты КГИ. Партия власти больше не выставляется первым номером на жеребьевках в бюллетене в подавляющем большинстве случаев, хотя эта аномалия по-прежнему присутствует на муниципальных выборах. Некоторые кандидаты в губернаторы участвуют в теледебатах, но это происходит не везде и не компенсирует эффект «очень тихой кампании», несущей риски низкой явки, которую придется компенсировать всевозможными развлечениями для избирателей.

У кого больше агитации

По оценке экспертов КГИ, больше всего агитпродукции, как и следовало ожидать, распространяет «Единая Россия». Второе место по активности занимает КПРФ. Агитация же ЛДПР и «Справедливой России» носит «привычный» для них характер и не привносит ничего нового в кампанию.

Наибольшее внимание привлекали кампании в регионах с внутриэлитными конфликтами и скандалами, но даже в таких конфликтных регионах (например, в Северной Осетии) их интенсивность упала. В качестве примера самой малозаметной кампании КГИ приводит муниципальные выборы в Москве, где власть стремится избежать любых скандалов. Вялыми оказались кампании в Бурятии (несмотря на скандалы) и Карелии, где кампанию вел фактически лишь врио губернатора Артур Парфенчиков. «В Удмуртии не посвященному в политику гражданину основную часть кампании было крайне затруднительно узнать, что она вообще идет», хотя там одновременно избирают и губернатора, и муниципальных депутатов, говорится в докладе КГИ. В ранее политически активной Ярославской области кампанию вел по сути лишь врио губернатора Дмитрий Миронов.

Массовая агитация под видом освещения профессиональной деятельности, ее смешение с официальной агитацией остается основной технологией многих кандидатов от власти, в первую очередь исполняющих обязанности глав регионов, говорится в докладе. Основная масса нарушений связана с претензиями к выпуску и распространению агитматериалов. КГИ также обращает внимание на показательные визиты в отдельные регионы президента и председателя правительства.

Перенос голосования был нацелен на снижение явки и сделал невозможной кампанию в сезон отпусков, говорит Дмитрий Новиков (КПРФ). Вторая проблема – муниципальный фильтр, не допускающий до регистрации многих кандидатов, отмечает он. Народ разочарован в выборах, а явка из кампании в кампанию становится все ниже и ниже, соглашается Игорь Лебедев (ЛДПР).

«Политизация общества упала давно: лихие 90-е, полные страстей, отошли в прошлое вместе с массовыми митингами и высокой явкой», – говорит эксперт близкого к Кремлю фонда ЭИСИ Андрей Колядин. Рекордной явки на этих выборах не будет, констатирует Колядин, обещая явку «как в передовых европейских странах 35–45%, но все по-честному». Смысл этой кампании – избежать публичных скандалов, так как они могут привести к росту явки, объясняет один из авторов доклада – Александр Кынев. Невысокая конкуренция также означает, что во многих регионах господствуют «договорные матчи» между партиями, добавляет Кынев. «Эту кампанию можно сравнить с прогрессирующей болезнью: у власти могли быть другие варианты, но она пошла по привычному пути. Можно назвать это передышкой перед президентскими выборами, которые, может быть, будут ярче», – предполагает Кынев.