В администрации президента (АП) идет борьба двух концепций по поводу проведения осенних выборов губернаторов в «сложных» регионах. Как рассказал  источник, близкий к администрации президента, речь идет о Свердловской области и Бурятии. В первом регионе действующему губернатору Евгению Куйвашеву вызвался противостоять глава Екатеринбурга Евгений Ройзман. Во втором карьере врио губернатора Алексея Цыденова угрожает сенатор от Иркутской области коммунист Вячеслав Мархаев. В АП спорят: разрешать ли в регионах «конкурентные выборы», пускать ли Ройзмана и Мархаева на выборы? 

По словам собеседника издания, управление внутренней политики убеждают, что ни Ройзмана, ни Мархаева допускать к выборам не стоит во избежание любых неожиданностей. При этом у власти есть универсальный инструмент для недопуска к выборам нежелательных кандидатов — «муниципальный фильтр». Для регистрации на губернаторских выборах даже кандидату от парламентской партии требуется собрать большое количество подписей муниципальных депутатов, и при сопротивлении административного ресурса сделать это почти невозможно. 

Например, поэтому пару лет назад в выборах губернатора Санкт-Петербурга не смогла поучаствовать известный политик Оксана Дмитриева. Бывают и исключения. Для участия в выборах мэра Москвы 2013 года Алексею Навальному собрать муниципальные подписи помогли единороссы, так как их об этом попросил Кремль — для проведения «конкурентной» кампании. В результате Навальный собрал треть голосов москвичей, а Сергею Собянину чуть не пришлось участвовать во втором туре.

Мнения экспертов, принимающих участие в совещаниях при управлении внутренней политики, разделились. Есть те, кто советует провести хотя бы в двух регионах конкурентные кампании для «выпуска пара». Но пока преобладает точка зрения о необходимости жесткого администрирования, не допускающего неожиданностей.

Другой собеседник, близкий к администрации, говорит, что ситуацию с Ройзманом отдали на откуп региональным властям, которые как раз склоняются к идее не допускать мэра на выборы. Евгений Ройзман сегодня объявил, что обратится к президенту Владимиру Путину по поводу отмены «муниципального фильтра».

А вот Мархаева вполне могут допустить к выборам — тем более региональная власть не против. Собеседник издания, близкий к руководству Бурятии, говорит, что Мархаев как раз будет для Цыденова хорошим конкурентом. У него нет реальных шансов выиграть, но он поможет сделать победу убедительной и даст Цыденову завоевать авторитет среди местных элит и населения.

Об отмене «муниципального фильтра» просят администрацию и парламентские партии, а непарламентские направили в АП свои предложения по отмене такого фильтра на уровне региона для партий, представленных в Заксобрании, рассказал изданию один из руководителей партии «Родина».

Политолог Виталий Иванов считает сценарий жесткого администрирования осенних кампаний более чем оправданным.

«В противном случае можно доиграться до вторых туров, повторения иркутского сценария (в Иркутской области коммунист Сергей Левченко победил на губернаторских выборах единоросса Сергея Ерощенко — прим. авт.). Это может быть чревато, во-первых, дестабилизацией, во-вторых, дискредитацией нынешнего внутриполитического топ-менеджмента», — считает Иванов.

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, напротив, считает, что зачистка муниципальным фильтром всех серьезных конкурентов ослабляет доверие людей к политической системе и снижает легитимность будущих президентских выборов.

«По моему частному мнению, нынешняя партийная система в России находится в кризисе. Мы видим, что традиционные парламентские партии не справляются с функцией громоотвода, и есть шанс, что протест монополизируют несистемные силы. Поэтому надо дать возможность выпуска пара, и губернаторские выборы были бы для этого оптимальным способом, который не несет в себе критические риски для системы», — говорит Минченко.

Политолог Аббас Галлямов считает, что лучшим сценарием был бы допуск всех сильных кандидатов на выборы, чтобы действующие губернаторы и врио могли победить в честной борьбе.

«Это возможно. Правда, для этого придётся провести по-настоящему сильные электоральные кампании. Если пустить этих оппозиционеров и противопоставить им обычный унылый административный ресурс, то можно и проиграть. Если не допускать никого из серьёзных соперников — это значит продолжить накопление в обществе усталости и раздражения, которые рано или поздно выльются в протест. Возможно, это случится как раз на президентских выборах», — рассуждает Галлямов.