Во внутриполитической жизни страны после послания президента федеральному собранию наступила пауза. Новый куратор внутренней политики, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, сменивший в середине сентября на этому посту Вячеслава Володина, не делает резких шагов. После первых больших встреч с экспертами он занимается общим анализом ситуации, пока не выстраивая новую конфигурацию и не делая заявлений о принципах внутренней политики. 

Знакомые Кириенко говорят, что в такой паузе нет ничего необычного. Это вообще характерно для его стиля управления. Сперва он долго собирает информацию, чтобы разобраться в каждом аспекте проблемы, и только потом начинает действовать.

Кроме того, после состоявшейся недавно большой встречи Кириенко с политологами и политтехнологами «возникли и вопросы к сообществу», говорит один из участников встречи.

«Некоторые из присутствовавших показали, что давно не занимались собственно политикой и не имеют о ней глубокого представления. Поэтому таких встреч с политологами решили пока не проводить», — отмечает участник совещания. 

Политолог Глеб Кузнецов считает, что нынешнее затишье показывает управленческий стиль Кириенко. «Есть люди, которые полагают: чтобы показаться эффективным управленцем, надо совершить максимум громких действий в единицу времени. Другие, напротив, стремятся сперва получить полную информацию и не демонстрировать себя в качестве активного реформатора. Это — не показатель эффективности, а лишь свидетельство управленческого стиля», — считает Кузнецов.

Кириенко по своему складу — не тот тип руководителя, который куда его не поставь — с первого дня знает, что и как надо делать. Перед тем как начать действовать, он предпочитает разобраться в ситуации и доставшемся ему хозяйстве, соглашается политолог Аббас Галлямов. 

«Все-таки последние десять лет Кириенко был бесконечно далёк от внутренней политики. К тому же ситуация пока не требует срочного вмешательства. На самом деле, работает он активно. По моей информации, многие его идеи вошли в послание президента. Например, все, что касается работы с гражданским обществом и необходимости уважительного диалога в сфере культуры предложил именно Кириенко», — добавляет Галлямов.

Управленческий принцип Кириенко — «семь раз отмерь, один раз отрежь», говорит политтехнолог, экс-сотрудник администрации президента Андрей Колядин.

«Нынешняя пауза закономерна: человек сперва должен разобраться, какие направления слабые, какие сильные, какова повестка. Думаю, до Нового года появится новый сильный замглавы управления внутренней политике, который будет отвечать за выборы, а после Нового года начнет выстраиваться система. Потом ее будут тестировать на избирательном цикле 2017 года. Там мы и увидим новые смыслы, технологии и принципы, озвученные еще Володиным, но не нашедшие реализации на практике», — отмечает Колядин.

Политический эксперт Леонид Давыдов также фиксирует некоторое затишье в повестке. «Конфигурация будущей президентской кампании еще не определена. Темы, стратегия пока не выработаны, поэтому и взята внешняя пауза. При этом внутренняя работа ведется — как по подбору кадров, так и по схемам и предложениям. Логично, что этой паузой пользуются хозяйствующие субъекты для выяснения отношений — жизнь идет своим чередом», — говорит Давыдов.

«Володин примитивно "закатал в асфальт" лоялистские проекты, которые расширяли бы для власти пространство для политического маневра, — считает руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. — Поэтому для начинающейся президентской кампании трудно создать необходимую драматургию. Нет игроков, исполнителей, технологий. Чтобы провести кампанию с необходимой электоральной мобилизацией и вовлечь периферийные группы поддержки Путина и колеблющихся, надо продемонстрировать не только громкий пропагандистский задор, но и навыки интеллектуальной работы. Не бречаловы же этим будут заниматься. Кириенко не просто выжидает, ему нужно чтобы появились новые инициативы, новые игроки, которые бы позволили создать для Путина это самое пространство для маневра», - говорит эксперт. 

Как считает Чеснаков, нынешнего набора и качества лоялистских общественных организаций явно недостаточно, чтобы «полноценно обеспечить кампанию президента-триумфатора, который вернул России Крым, сформировал в обществе консенсус и чья стратегия реализуется уже 15 лет». Кроме того, нужно будет обеспечить взгляд за горизонт — хотя бы лет на 10 вперед. «Нынешняя ситуация похожа на плохую шахматную партию: надо проводить красивую победную комбинацию, и противник раскрылся, но оказывается, что своих фигур попросту недостаточно», — считает Чеснаков.

Политолог Виталий Иванов считает, что нынешняя пауза не полезна и не вредна. «Есть время, минимум до начала весны, чтобы переделить все посты, позиции, бюджеты и прочие ресурсы. У Володина в 2012 году этого времени не было, поскольку нужно было делать президентскую кампанию. Поэтому тогда было сделано много тактических ошибок, должности и бюджеты раздавались случайным людям», — вспоминает Иванов.

Предновогодние дни — вообще не лучшее время, чтобы объявлять о каких-то сложных политических решениях, говорит глава Политической экспертной группы Константин Калачев: люди хотят праздника, политика им уже не интересна.