Сегодня Верховный суд (ВС) приступает к иску «Яблока» о признании выборов в Госдуму недействительными. С аналогичным обращением, как выяснила, в декабре выступит и ПАРНАС. Однако больше шансов доказать обоснованность своих претензий у проигравшей оппозиции есть, конечно, лишь в отдельных регионах. Например, в Калининграде набирает обороты судебный процесс по избранию облдумы. Судя по всему, единичными окажутся и ранее обещанные кадровые решения со стороны Центризбиркома.

В своем иске в ВС «Яблоко» указывает на то, что власть создала участникам выборов заведомо неравные условия гонки. В частности, не был обеспечен равный доступ кандидатам к агитации, некоторые СМИ открыто выступали за «Единую Россию» под видом информирования избирателей. 

В ряде регионов «Яблоку» противодействовали местные власти. Эти и другие нарушения, а также ограничения для наблюдателей при подсчете голосов не позволяют выявить действительную волю избирателей, настаивают в партии.

С аналогичным заявлением в ВС намерен обратиться и ПАРНАС. «Оно будет во многом дублировать иск «Яблока», – рассказал зампред партии Константин Мерзликин. – Мы также добавим, что в ходе кампании использовались такие неприемлемые методы политической борьбы с оппозицией, как прослушка и слежка, после которых были состряпаны дискредитирующие фильмы, показанные потом на популярных телеканалах. Возможности для опровержения нам предоставлены не были, то есть власти сознательно нарушали состязательность избирательной кампании». Свой иск ПАРНАС намерен подать в декабре.

Шансы на то, что эти иски будут удовлетворены, конечно, близки к нулю. Правоприменительная практика такова, что максимум, чего можно добиться при грубейшем нарушении избирательных процедур, включая и вброс бюллетеней, – это либо пересчет голосов либо отмена выборов на конкретном участке. Понятно, что к отмене итогов голосования по стране в целом это никогда не приводит.

Другое дело – результаты региональных выборов, также проводившихся 18 сентября. Например, не исключается их отмена по одному из одномандатных округов при избрании Думы Калининградской области. Оппозиционер Соломон Гинзбург при странных обстоятельствах проиграл там единороссу Александру Мусевичу с разницей всего в 98 голосов.

Гинзбург сразу же объявил, что исход выборов предрешили фальсификации на нескольких участках, и обратился в суд, который сейчас продолжает набирать обороты. К примеру, 30 ноября будет рассматриваться ситуация на участке № 343. По нему в деле фигурируют два параллельных протокола комиссии, причем оба они специалистами уже признаны недействительными, объяснил Гинзбург. Данные экспертиз переданы в Следственный комитет, и оппозиционер считает, что логичным шагом было бы возбуждение уголовного дела.

На суде, по его словам, выяснилось и наличие сразу трех протоколов с участка № 347, где также с огромным перевесом выиграл его соперник. «Один дали наблюдателям, данные с другого ввели в ГАС «Выборы», а третий повезли в теризбирком. То есть там уже не двойная, а тройная бухгалтерия, что вызвало удивление у судьи, – рассказал экс-депутат. – Понятно, что члены избиркомов объясняют наличие нескольких протоколов с разными цифрами «тренировкой», а также усталостью. Хотя показателен тот факт, что на всех остальных участках, где я выиграл, никаких аномалий с документами у членов комиссий не возникло».

Оппонент Гинзбурга Мусевич ранее отверг все обвинения о якобы имевшей место фальсификации. Разговоры о «нечестной победе» он считает «полной чепухой», а свою кампанию «стерильной». Напомним, что в ситуации сейчас разбирается Москва, в частности, в ЦИК уже прошло несколько совещаний по Калининграду. По словам Гинзбурга,  глава Центризбиркома Элла Памфилова явно дала понять, что хочет чистоты процедуры. «Я так чувствую, что данный случай может быть использован для «показательной порки» проштрафившихся. В ЦИКе нам сообщили, что после суда «полетят головы» ответственных сотрудников», – резюмировал Гинзбург.

Напомним, что сразу после 18 сентября Памфилова назвала выборы в целом справедливыми, но подчеркнула, что по конкретным доказательствам фальсификаций обязательно будут разбирательства. И действительно, суды над избиркомовцами кое-где уже прошли. Так, на прошлой неделе в Астрахани вынесен приговор главе и трем членам участковой комиссии, подделавшим подписи избирателей для повышения явки. Всем им назначено условное лишение свободы с двухлетним испытательным сроком.

Нельзя сказать, чтобы количество привлеченных к ответственности членов избиркомов сильно изменилось по сравнению с временами Владимира Чурова, сказал сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. «Их и раньше привлекали к уголовной и административной ответственности, но это происходило крайне редко, речь шла о штрафах либо условных сроках. Сейчас ситуация примерно такая же, – подчеркнул он. – По отдельным эпизодам проходят проверки, но правоохранители явно не форсируют эти дела. Видно, что такие дела – это не приоритет, а головная боль. Скорее всего администрации на местах будут спускать все это на тормозах – и благие намерения ЦИКа упрутся в стену непонимания».

По мнению главы Политической экспертной группы Константина Калачева, важной в калининградской истории является и позиция Партии роста Бориса Титова, от которой баллотировался Гинзбург: «Многое, в том числе и ход процесса, будет зависеть от выведения ситуации на федеральный уровень». Титов, напомнил эксперт, имеет доступ к президенту Владимиру Путину в качестве уполномоченного по защите прав предпринимателей.  И Титов, отвечая на вопрос, действительно не исключил обращения к главе государства, но только после решения суда.