Михаил Ходорковский, по информации «НГ», пообещал рассмотреть возможность помощи межрегиональной кампании референдумов по возврату выборов мэров, инициированной ПАРНАСом. Этот вопрос теперь будет обсуждаться руководящими органами партии. Идет ли речь о финансовой поддержке, пока не уточняется. Собеседники издания говорят, что вопрос станет актуален, когда инициативные группы допустят до сбора подписей в поддержку референдума.

На данный момент кампания по инициированию референдумов о возврате прямых выборов мэров проходит в 18 регионах. Ее инициатор – руководитель ПАРНАСа по Республике Алтай Сергей Михайлов – объяснил, что собрать референдум из-за позиции властей сегодня крайне сложно. Помощь от Ходорковского потребуется в том случае, если инициативной группе все-таки разрешат начать сбор подписей за возвращение всенародного голосования.

«Я лично переговорил по этому вопросу с Ходорковским. В случае если в тех или иных регионах удастся дойти до весьма сложной и затратной фазы сбора подписей, помощь разного рода будет весьма кстати, – сказал Михайлов. – В крупных регионах нужно за 30 дней собрать десятки тысяч автографов». Он подчеркнул, что Ходорковский указал на возможные сложности, однако позднее согласился рассмотреть этот вопрос. Правда, если тот будет прислан в официальной форме со стороны федерального политсовета (ФПС) ПАРНАСа. Зампред партии Константин Мерзликин соответственно пообещал, что вопрос будет вынесен на ближайшее заседание ФПС.

На вопрос о том, идет ли речь о финансовой поддержке, Михайлов подчеркнул: «Если честно, о финансах вопрос вообще не звучал. Помощь возможна любая – и ресурсная, и медийная, и людьми». С другой стороны, деньги – это самое важное, ведь финансирования у ПАРНАСа просто нет. А процедура сбора необходимых 20 тыс. подписей стоит в среднем от 1 до 2 млн руб.

Пока же ни в одном регионе не разрешили даже начать сбор автографов. В Брянской, Рязанской, Владимирской, Свердловской областях, Алтайском, Пермском и Краснодарском краях, республиках Карелии и Удмуртии инициативы завернули еще на уровне избиркомов. Под самыми разными предлогами. Там, где речь идет о технических ошибках, будут поданы повторные документы, а действия избиркомов четырех регионов будут обжалованы в ЦИКе, говорит Михайлов.

Другое препятствие – законодательные собрания. Они не разрешили сбор подписей в Астраханской, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Тульской, Челябинской, Ярославской областях и Республике Алтай. Именно парламент должен санкционировать формулировку вопроса и разрешить начать сбор подписей. Предложение о проведении референдума впервые рассмотрит Заксобрание Новосибирской области, повторно – Челябинской, Астраханской и Иркутской. Отговорки самые разные: например, объяснение в отказе дается такое – мол, если граждане проголосуют против прямых выборов, то их вообще придется отменять. «Нельзя, потому что нельзя», – отвечает за региональных депутатов Михайлов. Он также говорит: «Мы рассчитываем довести число регионов, где мы инициировали этот вопрос, до половины в стране, потом прийти с этим в Конституционный суд».

Мерзликин подтвердил, что обсуждал с Михайловым данную тему: «Это была его личная инициатива. Сотрудничество с «Открытой Россией» возможно по любым вопросам». На вопрос о том, не опасаются ли в ПАРНАСе последствий в случае получения финансирования от Ходорковского, он отметил, что такой вопрос не обсуждался: «Будем решать проблемы по мере их поступления».

По закону финансирование партий зарубежными источниками запрещено. Но Ходорковский является гражданином РФ – прямо под этот закон не подпадает. «Все зависит от того, как будут проводить деньги, если они поступят от российского гражданина, то проблем быть не должно», – сказал руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

Он указывает, что процедура референдума сложна, и даже при успешном сборе подписей организаторам необходимо будет обеспечить 50-процентную явку и убедить большинство избирателей поддержать инициативу: «Это невероятно сложно и требует огромных ресурсов». Он заметил, что на месте федеральных властей разрешил бы референдумы, ведь они ничем не рискуют в нынешних условиях: «Однако даже если федеральный Центр в данном случае не дает прямой команды «фас», то в регионах все жестко и авторитарно».